Все новости

А. Шейкин: Вопросы защищенности от киберугроз и внедрения ипортозамещения в транспортной отрасли – в фокусе внимания сенаторов

Сенатор подвел итоги работы секции «Цифровая трансформация транспорта».


Сенатор РФ Артем Шейкин Шейкин
Артем Геннадьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
Шейкин Артем Геннадьевич
рассказал об итогах работы секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по развитию цифровой экономики СФ, посвященной реализации общей стратегии цифровой трансформации транспорта. «Целью работы секции является экспертно-аналитическое и научно-методическое обеспечение, а также подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере, поэтому каждое заседание проходит при активном участии сенаторов РФ, представителей ряда министерств и ведомств, связанных с транспортными вопросами, а также представителей экспертного и научного сообщества. В ходе мероприятия были рассмотрены и другие актуальные вопросы данной сферы: проблема импортозамещения, нормативно-правовое регулирование высокоавтоматизированных транспортных средств, создание единой биометрической системы, безопасность на критических объектах информационной транспортной инфраструктуры».

Смотрите также

Сенатор отметил что, одной из ключевых задач на сегодня является создание единой правовой базы и регуляторной среды для цифровой трансформации транспортной отрасли, стратегия которой на период до 2030 года была утверждена председателем правительства РФ. Ряд поправок и уточнений потребуется внести в действующие правила дорожного движения, нормы Гражданского, Уголовного и Трудового кодекса, в транспортные кодексы и закон о персональных данных. Всего в стратегию вошли шесть инициатив: цифровая грузовая логистика, зеленый цифровой пассажирский коридор, беспилотники, технологии цифровых двойников и информационного моделирования, ситуационный центр Минтранса и его стыковка с региональными СЦ, а также информационная безопасность.

Проблемы защищенности транспортной отрасли и импортозамещения на критических объектах инфраструктуры становится особенно острой в условиях не прекращающегося санкционного давления и постоянных киберугроз. В списке решений, принятых по итогам заседания секции, важность создания единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса занимает первое место. Кроме того, участники отметили необходимость соблюдения требований, изложенных в президентских указах №166 (от 30.03.22) и №250 (от 01.05.22), напрямую затрагивающих российские системообразующие предприятия, объекты, организации и отрасли.

По итогам заседания, сообщил сенатор, был предложен ряд рекомендаций для Министерства транспорта РФ. В частности, рекомендовано проработать вопрос о возможности провести в 2023 году «Цифровой транспортный форум», который мог бы стать новой площадкой для совместной работы научных и экспертных организаций, органов власти и делового сообщества (впрочем, секция постоянно открыта для любых предложении в сфере своей компетенции – заинтересованные организации и ведомства могут передавать предложения через Совет по развитию цифровой экономики). Другой важной рекомендацией стало активизировать работу над законопроектом о высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средствах, поскольку без строгой нормативно-правовой базы дальнейшее развитие данной сферы будет затруднено.

По словам сенатора, отдельным пунктом решено рекомендовать рассмотреть вопрос о необходимости изменений в Федеральном законе №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Документ предлагается дополнить требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, так как без эффективного контроля в этом вопросе вся отрасль цифрового транспорта будет постоянно находиться под угрозой кибератак.

Артем Шейкин отметил, что Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рекомендовано совместно ОАО РЖД изучить возможность создания Национального центра цифровых компетенций, который мог бы вести подготовку и переподготовку IT-специалистов для ускорения перехода на независимое отечественное программное обеспечение в транспортной отрасли.

Говоря об итогах заседания секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации» Совета по развитию цифровой экономики при СФ, посвященного обеспечению информационной безопасности страны, а также оценке уровня технологической защищенности, сенатор отметил, что было предложено применить практику «оборотных штрафов» за утечку данных со стороны коммерческих компаний – в качестве стимулирования перехода к реальному обеспечению безопасности как персональных данных граждан, так и собственных ресурсов организаций. «Для Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю внесено предложение рассмотреть вопрос о необходимости доработки и исполнения рекомендаций Минцифры в отношении типового технического задания на работы по оценке уровня защищенности информационной структуры. Такая доработка и исполнение, как было отмечено участниками заседания, для достижения максимальной эффективности должны вестись обеими структурами совместно с Минцифрой РФ и еще пятью профильными ведомствами», — сказал сенатор.

Кроме того, отметил он, ФСБ, ФСТЭК, Минцифры и другим заинтересованным федеральным органам власти рекомендовано подготовить собственные предложения о порядке самостоятельного ежегодного мониторинга защищенности информационных ресурсов и методах проведения оценки возможного экономического ущерба и путей его минимизации.