«Контуры нового миропорядка уже хорошо видны. Мир точно не будет однополярным», — заявила спикер Совета Федерации
Председатель Совета
Федерации Валентина Матвиенко дала эксклюзивное интервью ТАСС на полях
Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Спикер верхней
палаты российского парламента рассказала корреспонденту агентства, кто должен
принимать решение о дальнейшем статусе ДНР и ЛНР, есть ли у Украины шансы в обозримом будущем стать членом Евросоюза, а также почему международный состав
участников ПМЭФ-2022, скорее всего, разочаровал тех, кто вводил санкции против
России.
—Валентина Ивановна, этот Петербургский форум проходит на фоне беспрецедентного экономического давления. Повлияло ли это на интерес иностранных инвесторов? Как вы оцениваете содержательную работу на самом форуме? Какие можно сделать выводы?
— Я думаю, что уже можно сделать первые выводы: XXV, юбилейный Санкт-Петербургский экономический форум состоялся, и это уже факт. Очень важно, на мой взгляд, что мы не стали его переносить — провели, как и планировалось. Это такой хороший сигнал и для страны, и для бизнеса, и, без преувеличения, для всего мира. Форум проходит очень содержательно, очень успешно, я бы сказала даже, может быть, более предметно и конкретно, чем было ранее. Это очень важно в новых условиях, в которых оказалась Россия, да и не только Россия, с учетом масштабных геополитических изменений, — вместе с деловым сообществом, вместе с нашими партнерами пообсуждать, где мы находимся и как мы должны двигаться вперед.
На форуме присутствуют представители 127 стран, более 200 западных и иных зарубежных компаний. Это говорит о том, что те, кто вводил санкции, кто оказывал давление, они, наверное, разочарованы. Не получилась изоляция России, она не состоялась. Более того, мы видим возрастающий интерес стран Азии, Африки, Латинской Америки к развитию и расширению сотрудничества с Россией. И сама Россия не стремится к изоляции, это, я твердо могу сказать, позиция руководства страны. Обеспечивая продвижение экономического и технологического суверенитета, нам не надо «задраивать люки». На самом деле я считаю, что на этом форуме это такой шанс продемонстрировать новую модель открытости России для дружественного бизнеса.
Контуры нового миропорядка уже хорошо видны. Мир точно не будет однополярным
Я хочу подчеркнуть, что форум держит заданную планку, заданную марку. Это вызывает доверие наших партнеров, он по‑настоящему экономический. В отличие от других псевдоэкономических площадок, которые, поддавшись давлению, тот же Давос, превратились в такой политический балаган. И форум, на мой взгляд, содержательно сохраняет за собой одну из главных деловых мировых площадок. Всем важно услышать мнение России. Даже те, кто не приехал, уверена, будут внимательно следить за нашим форумом. Я уверена, что те, кто не приехал на форум, — а не приехали многие официальные лица в силу понятных причин и под давлением некоторые компании зарубежные, которые хотели бы, — со временем вернутся. У меня на этот счет нет сомнений. Только уже без преференций, начиная с чистого листа, потеряв конкурентоспособность и сожалея об упущенной выгоде
— Тема форума «Новый мир — новые возможности». С вашей точки зрения, каковы контуры нового миропорядка?
— Контуры нового миропорядка уже хорошо видны. Мир точно не будет однополярным, он обязательно будет многополярным. Это движение уже четко обозначено, зафиксировано. Сегодня появились новые центры экономического, финансового, военного влияния, которые уже громко о себе заявили. Сегодня, скажем, региональные, надрегиональные объединения, такие как Евразийский экономический союз, ШОС, БРИКС, ОДКБ и другие, все больше набирают силу. На мой взгляд, очевидно, что есть стремление у государств к большему своему суверенитету и к созданию более справедливого миропорядка, где бы были равные взаимоуважительные отношения, где бы не было диктата одного государства или группы государств. Те, кто так цепляется за свою гегемонию, пытаются изменить ход истории. Но никому еще не удавалось остановить время, изменить ход истории, эти попытки тщетны. Мир движется именно в этом направлении, те тектонические изменения, которые сегодня происходят в мире, они в этом русле. Мы являемся не только свидетелями, а участниками всего происходящего, и мир очень внимательно смотрит за Россией: выстоит Россия в условиях санкций или нет, продолжит ли Россия свою независимую внешнюю политику по отстаиванию справедливого миропорядка, по отстаиванию единой и неделимой для всех мировой безопасности. Я думаю, что мы мир не разочаруем.
— Валентина Ивановна, в связи с тем, что вы сказали, хотелось бы спросить о роли международных организаций. На ваш взгляд, нужно ли России членство в Международном валютном фонде, Всемирной торговой организации и Всемирной организации здравоохранения?
— Прежде всего я хочу сказать, что мы наблюдаем такую тенденцию давления на различные международные организации, попыток США и Запада сделать их инструментом для продавливания своих ориентиров.
Целый ряд международных организаций теряет те уставные цели и задачи, ради которых они создавались, испытывая такое колоссальное давление. Это для нас является основанием провести аудит деятельности этих организаций, а главное для нас, смыслов и возможностей работы в таких организациях. Пока я считаю, что речи о выходе нет, потому что, пока сохраняется такое пространство для сотрудничества, для взаимодействия, будем продолжать это сотрудничество и взаимодействие. Хотя, конечно… скажем, Всемирная организация здравоохранения. Все ученые, медики, специалисты и эксперты утверждали и утверждают, что российская вакцина самая безопасная, надежная, и это доказано практикой борьбы с ковидом. Но ведь до сих пор Всемирная организация здравоохранения так и не зарегистрировала российскую вакцину. Это говорит и о политическом давлении, о том, что, очевидно, организация подвергается мощному давлению в пользу фармацевтических компаний, заинтересованных в своей прибыли.
Если говорить о Всемирной торговой организации, то она создавалась для выстраивания мировой экономики на равных форматах сотрудничества, для поддержки взаимодействия разных стран, для выработки общих правил. К сожалению, мы не слышали громкого голоса ВТО против незаконных санкций, которые разрушают мировую экономику, наносят огромный вред мировой экономике. А главное — ухудшают жизнь простых граждан. Поэтому вопросы есть, они остаются. Но мы, пока сохраняются смыслы сотрудничества, возможности, пространство для диалога, мы, конечно, будем продолжать взаимодействовать. Жизнь покажет.
— Среди участников форума есть представители ДНР и ЛНР. Что вы думаете о возможных референдумах о вхождении в состав России новых территорий? Готовы ли мы их принять?
— Я считаю, что факт участия в форуме властей ДНР и ЛНР, признанных Российской Федерацией, — это такой особый смысловой знак того, что они сегодня не только озабочены восстановлением разрушенного украинцами хозяйства, но и уже думают о перспективе, думают о реализации своего экономического, промышленного потенциала, думают о поиске партнеров для сотрудничества, это очень позитивно. Что касается референдумов: не надо форсировать, не надо кого‑то к чему‑то понуждать. Это должно быть свободное волеизъявление жителей Донецка и Луганска, других регионов, если такое будет происходить. Жители сами должны определить свою судьбу, только жители. Это должно быть сделано в рамках существующих на этот счет правил. Если такое желание, стремление жители этих территорий выскажут, то Россия поддержит любое их решение. Это должна быть воля народа этих территорий.
— Не могу не задать вопрос по ситуации на Украине. Реально ли, на ваш взгляд, оценить срок окончания спецоперации? Что нужно сделать, чтобы конфликт на Украине завершился? Какие условия должны для этого сложиться?
— Ситуация вокруг Украины еще раз убедительно для всего мира показала, поверьте, что в мире все больше и больше это понимают, цинизм Запада. Когда они на словах провозглашают стремление к поиску мирного, дипломатического решения внутриукраинского конфликта, призывают к миру и прекращению этого конфликта, в то же время на деле уже много лет занимаются военным освоением территории Украины, поставляли и продолжают поставлять все виды вооружения, включая смертельные виды вооружения, которым сейчас уничтожают мирных граждан Донецка и Луганска. Так кто на самом деле воюет? Этот цинизм, к сожалению, продолжается. Прекратить гражданскую войну на Украине, прекратить это противостояние можно, достигнув соответствующих соглашений. Но не декларативных, чтобы в очередной раз Россию не обманули, а соглашений на наших справедливых требованиях, на наших понятных условиях, которые мы неоднократно декларировали. Что касается Запада, то они должны изменить свою идеологию, свой подход. Сегодня это подход — использовать Украину как инструмент давления на Россию, для сдерживания России, для противостояния России. Не случайно они этот проект анти-Россия на территории Украины создали. И перейти к договоренностям о стратегической безопасности, о построении в Европе единой, неделимой безопасности для всех государств, а не только для избранных.
Мы направили украинским властям проект такого документа, который мог бы стать мирным соглашением, в котором мы тоже четко изложили наши требования. Они всем известны: Украина должна оставаться нейтральным государством, Украина должна остановить националистическую, нацистскую идеологию, русофобию в своей стране, Украина должна перестать быть территорией, с которой исходит угроза безопасности России. Ответа мы от украинской стороны так и не получили. Не получили, потому что Украина по‑прежнему не самостоятельна и не принимает решения. За ней стоят решения Запада, это еще раз подтверждает цинизм Запада, который на весь мир провозглашает необходимость остановки боевых действий на территории Украины и в то же время, мягко скажем, не понуждает Украину к миру и, более того, поддерживает их агрессивные устремления, продолжая, что является преступлением, поставлять смертоносное оружие Украине, которое используется против мирных граждан. Гибнут женщины, дети, мирные люди.
Что касается специальной военной операции. У нас нет двойных стандартов, президент РФ четко и внятно перед началом специальной военной операции заявил о наших целях. Эти цели будут обязательно достигнуты. Операция идет по плану. Не нужны здесь сроки: к такой дате, другой. Военные сами определяют стратегию, скорость движения, поскольку мы не можем себе позволить то, что позволяют себе западные страны: действовать таким образом, чтобы были жертвы среди мирного населения. Поэтому они делают это профессионально, очень деликатно. Операция будет закончена, когда в полной мере поставленные цели и задачи будут выполнены. Они обязательно будут выполнены, в этом ни у кого не должно быть сомнений.
— Валентина Ивановна, сегодня Еврокомиссия должна принять решение относительно заявки Украины в ЕС. Рекомендовать или нет. Как вы можете прокомментировать этот процесс и перспективы вхождения Украины в ЕС?
— Это просто какой‑то фарс. Для любой страны в статусе кандидата для вступления в Европейский союз существуют жесткие требования, жесткие условия. Украина сегодня не отвечает ни одному условию, для того чтобы стать кандидатом. Если даже такое решение будет принято, оно будет принято как политическое, необоснованное. На самом деле, если говорить об условиях, одни из обязательных требований — свобода слова, прессы, демократическое развитие страны, отсутствие коррупции и так далее. Где еврочиновники нашли на Украине соответствие этим требованиям, хотя бы по одной из этих позиций? Поэтому если даже такое политическое решение будет принято, то никаких шансов в ближайшем обозримом будущем у Украины стать членом Евросоюза нет, просто отсутствуют для этого любые объективные предпосылки.
Второе: а что это даст Украине? Что, завтра прекратится гражданская война на Украине? Может быть, население станет жить лучше? Может быть, начнет восстанавливаться промышленность, разрушенная инфраструктура? Может быть, доходы граждан вырастут? Нет. Кроме дополнительных требований, которые будут продиктованы Украине, и обязательств, которые она на себя возьмет, для самой Украины, для ее граждан это ничего не даст. Ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. Учитывая, что Евросоюз уже давно перестал быть, опять‑таки под давлением своих заокеанских патронов, экономическим, интеграционным объединением. Евросоюз все в большей степени становится каким‑то военно-политическим союзом. Если уже еврочиновники высокого уровня делают такие агрессивные заявления, что война на Украине должна продолжаться до последнего украинского солдата и победить можно только на поле боя, то, конечно, это не может у нас не вызывать опасения в связи с теми решениями, которые принимаются. Мы искренне желаем украинскому народу процветания и благополучия, но, к сожалению, такого рода решения этого не принесут Украине. В коридорах ожидания Евросоюза Украине очень долго придется ждать. Некоторые ждут по 10–20 лет.
— Многие российские регионы берут шефство над территориями Донбасса. Как вы оцениваете эти инициативы? Какой опыт, на ваш взгляд, могут передать субъекты Федерации? Каким образом будут способствовать скорейшему восстановлению инфраструктуры Донбасса?
—
Я очень позитивно отношусь к этой инициативе. Более того, хочу сказать, что эта
инициатива не пришла сверху, это инициатива субъектов РФ, которые хотели
поддержать Донбасс после тяжелейших испытаний, которые они прошли. Сегодня
каждый субъект Федерации старается взять шефство над тем или иным районом
Донбасса, чтобы в первую очередь помочь людям и поддержать их. Я думаю, что
каждый такой уголок Донбасса станет более родным для того или иного субъекта
Федерации. Санкт-Петербург, например, подписал соглашение о побратимстве с Мариуполем. Конечно, наши регионы очень самодостаточные, самостоятельные, они
уже накопили большой опыт управления. Сейчас будет идти становление органов
власти [в Донбассе], безусловно, они (российские регионы — прим. ТАСС) могут
своим опытом поделиться. Например, не хватает кадров. Сегодня врачи, учителя
добровольно едут на эти территории, чтобы поддержать и помочь в развитии этих
сфер. Конечно же, регионы помогут в восстановлении инфраструктуры, больниц,
школ, чтобы поддержать людей в этой трудной ситуации. Посмотрите, как у нас
много, сотни и тысячи тонн, гуманитарной помощи идет от простых людей, от регионов, бизнеса. Никто никого не понуждает. Это такая стихийная, хорошая
инициатива, когда просто люди сами собирают, приходят и говорят: «Отправьте
это в Донбасс». Это и наше общество сплотило, показало нашу солидарность с жителями Донецка и Луганска. Сколько волонтеров работает сегодня добровольно на этих территориях. Совет Федерации тоже со своей стороны оказывает большую
поддержку этим территориям. У нас замечательный проект по поставкам в эти
районы пиломатериалов, леса, всего того, что необходимо сегодня для
восстановления этих территорий, для поддержки жителей. Эта помощь, безусловно,
будет продолжаться. Я не сомневаюсь, что жизнь в этих территориях будет
налаживаться. И финансовые наши институты идут на территорию этих республик,
люди могут получить [банковские] карточки, взять кредиты. Жизнь начала активно
восстанавливаться. Это важно с экономической, социальной точки зрения, но это
еще и демонстрирует такую сердечность, которая присутствует у всех граждан
нашей страны. Сострадание, сочувствие, желание помочь в трудный момент. Это и морально наше общество оздоравливает.
Источник: ТАСС