Сегодня, когда недружественные государства заблокировали транспортную сеть Российской Федерации и сломали всю логистику в стране, необходимо налаживать тесные экономические связи с нашими соседями по Каспию и открывать новые транспортные коридоры, в том числе «Север-Юг», для торговли с внешним миром.
Председатель подкомитета по административному праву Комитета Совета
Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству Александр Башкин
Башкин
Александр Давыдовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
принял участие в качестве эксперта в программе «Главные новости» канала РБК.
Сенатор отметил, что санкции, наложенные на Российскую Федерацию западными странами и США, усложнили транспортную логистику в стране. Мы вынуждены искать новые логистические пути для поставок продукции и товаров на внешние и внутренние рынки РФ.
Основным таким коридором на юге нашей страны может стать транспортный коридор «Север-Юг» и его Каспийское направление.
На 5 Каспийском саммите в г. Актау в 2018 году была принята Конвенция о правовом статусе Каспийского моря и Президент РФ заявил о необходимости усиливать, расширять и укреплять международный транспортный коридор «Север-Юг».
В последующие годы была создана особая экономическая зона «Лотос», в которую вошел порт Оля, где сейчас создан крупный портовый терминал.
Но сам транспортный коридор это не только портовые зоны (Оля, Астрахань и Махачкала), но и подходы к ним, дороги, мосты, судоходные каналы.
Перемещение грузов по транспортному коридору возможно 2-мя вариантами: железнодорожным транспортом (через Азербайджан) и транскаспийским морским путем (через Каспийское море и реке Волге).
Потенциал транспортного коридора «Север-Юг» и Каспийского маршрута — 25 млн тонн в год. Пропускная способность коридора, по оценкам специалистов – от 20 до 30 млн тонн грузов в год. Но для такой пропускной способности необходимо укреплять инфраструктуру Волго-Каспийкого морского судоходного канала.
Вопрос реконструкции канала назревал давно, но многими специалистами оценивался критически. Последние политические события показали огромную необходимость транспортного коридора «Север-Юг» и важность реконструкции Волго-Каспийского морского судоходного канала.
В настоящее время Министерство транспорта РФ дало поручение о начале проведения предпроектных изысканий по реконструкции канала. Примерная стоимость проекта по реконструкции Волго-каспийского морского судоходного канала оценивается в 8–10 млрд. рублей
В данный момент можно говорить о том, что в особой экономической зане «Лотос» проводятся тестовые проходы грузов через Волго-Каспийский морской судоходный канал и сроки поставки грузов из г. Санкт-Петербурга до порта Мумбаи составят до 20 дней, вместо 60 и 40 дней через другие порты, что говорит о целесообразности реализации проекта транспортного коридора «Север-Юг».