Документ разработан в целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, повышения эффективности органов местного самоуправления и укрепления их финансовой обеспеченности.
Председатель
Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному
строительству Андрей Клишас
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
и депутат
Государственной Думы Павел Крашенинников
внесли проект федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти».
По словам Андрея Клишаса, проект федерального закона направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.
В целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, который предполагает согласованную работу различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан, законопроектом предлагается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления
«В целях обеспечения реализации принципа единства системы публичной власти, который предполагает согласованную работу различных уровней публичной власти как единого целого во благо граждан, законопроектом предлагается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления», — отметил Андрей Клишас.
Законопроектом определяются единые принципы образования, формирования, деятельности органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами.
Предлагается закрепить, что местное самоуправление признается формой самоорганизации граждан, гарантируемой Конституцией Российской Федерации, а органы местного самоуправления являются одной из форм его осуществления. Целью такой самоорганизации является решение вопросов, непосредственно касающихся жизни граждан.
Законопроектом предусматривается уточнение компетенции органов местного самоуправления с учетом природы данного института, закрепляются полномочия данных органов.
«Формируется одноуровневая организация органов местного самоуправления. Предлагается закрепить, что местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. С учетом существующей широкой практики по перераспределению полномочий данный подход позволит повысить эффективность органов местного самоуправления и укрепит их финансовую обеспеченность», — отметил Андрей Клишас.
Законопроектом сохраняется существующая структура органов местного самоуправления. При этом представительный орган муниципального образования может формироваться только путем проведения муниципальных выборов.
«Документ усиливает ответственность руководителей муниципальных образований и местных администраций перед главой субъекта Российской Федерации. В частности, глава субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор руководителям муниципального образования и местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации», — отметил сенатор.
«В случае, если в течение месяца ими, в пределах имеющихся полномочий, не будут предприняты меры по устранению причин, послуживших основанием для выговора, то глава субъекта вправе отрешить от должности руководителя муниципального образования или главу местной администрации».
По словам сенатора, это один из механизмов, направленных на создание гарантий обеспечения качества жизни населения, его социально-экономического благополучия. В целях реализации принципа единства системы публичной власти глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию, одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность.
Проектом федерального закона предлагается установить, что полномочия главы муниципального образования, который избран представительным органом муниципального образования, начинаются со дня его избрания и вступления в должность и прекращаются в день проведения представительным органом муниципального образования нового созыва заседания, на котором рассматривается вопрос об избрании главы муниципального образования.
Для всех должностных лиц местного самоуправления (лицо, замещающее муниципальную должность, либо заключившее контракт (трудовой договор), наделенное в соответствии с уставом муниципального образования исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления) устанавливается единый срок полномочий — пять лет.
«Эффективная реализация целей социально-экономического развития России, повышения уровня жизни граждан возможна только при скоординированном и согласованном взаимодействии федеральной, региональной и местной власти. При этом значительная часть нагрузки ложится именно на органы местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению. В целях обеспечения эффективности его работы, от которой зависит жизнь граждан, их благополучие, обеспечение комфортной среды проживания, внесен данный проект федерального закона», — заключил Андрей Клишас.