Все новости

И. Рукавишникова: Создание бесшовной среды взаимодействия, распространения и применения отечественных технологий – первоочередная задача

Сенатор провела «круглый стол» на тему «Правовые стимулы и правовые ограничения: ответ на вызовы глобальной цифровизации».


Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова Рукавишникова
Ирина Валерьевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
Рукавишникова Ирина Валерьевна
в режиме видеоконференции провела «круглый стол» на тему «Правовые стимулы и правовые ограничения: ответ на вызовы глобальной цифровизации».

Смотрите также

В мероприятии участвовали член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, Башкин
Александр Давыдович
представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
Башкин Александр Давыдович
заместитель директора Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Кузнецов, заместитель директора Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ Алексей Минаев, член Совета Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян, представители Верховного Суда, МВД, Министерства иностранных дел, Министерства промышленности и торговли, Министерства науки и высшего профессионального образования, ФНС, Россотрудничества, Торгово-промышленной палаты, Федеральной нотариальной палаты, научного и экспертного сообществ.

Ирина Рукавишникова отметила, что во многих сферах деятельности, в том числе в органах государственной власти стоит первоочередная задача создания бесшовной среды взаимодействия, распространения и применения отечественных технологий. «При этом актуальны защита от неправомерного использования персональных данных граждан, соблюдение норм национального законодательства в этой сфере, корректное взаимодействие с глобальными корпорациями и формирование недискриминационной политики в отношении резидентов, исключение недобросовестной конкуренции с использованием доминирующего положения в отрасли. На первом месте по значимости – сохранение национальной безопасности, поскольку все сферы экономики сейчас пронизаны цифровыми технологиями и связаны в одну глобальную систему».

По ее словам, важная задача для государственных институтов – своевременное реагирование на возникающие вызовы, в том числе посредством совершенствования и адаптации законодательной базы. «В этой сфере уже достаточно много сделано. Прежде всего, это решение упорядочить деятельность зарубежных ИТ гигантов, работающих на территории нашей страны, а также обеспечить безопасность и стабильность цифрового пространства РФ».

«Предстоит сделать еще больше. Необходимо сосредоточиться на дальнейшем повышении эффективности органов государственной власти и удобства получения государственных услуг, в том числе благодаря цифровой трансформации. Должны быть приняты меры по максимальному устранению барьеров для бизнеса. Кроме того, требуется обеспечить качественное цифровое просвещение граждан, подготовку квалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями как в информационной сфере, так и в своей профессии, которая трансформируется с учетом новых современных цифровых технологий», — подчеркнула Ирина Рукавишникова.

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству
Ирина Рукавишникова
«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству
Ирина Рукавишникова

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству

1 из 4

Ирина Рукавишникова

2 из 4

«Круглый стол» Комитета СФ по конституционному законодательству

3 из 4

Ирина Рукавишникова

4 из 4

По ее словам, отдельного внимания требуют вопросы развития механизмов государственно-частного партнерства в ИТ сфере.

Александр Башкин затронул тему совершенствования законодательства в сфере укрепления цифрового и информационного суверенитета Российской Федерации. «Чем больше благ и комфорта мы ожидаем от цифровой революции, тем больше мы должны быть готовы к нарастанию от того же цифрового мира угроз и вызовов, тем больше готовы к их купированию».

Сенатор пояснил, что речь идет об угрозе цифровому и информационному суверенитету России со стороны активно развивающегося киберпространства. Необходимость совершенствования законодательного и технологического обеспечения независимости государства является стратегической целью, указал он.

«Сегодня процесс нормативного регулирования и правового воздействия на территории России начинает успешно применяться. Законодательство позволяет формировать положительную правоприменительную практику привлечения к юридической ответственности лиц и организаций, виновных или причастных к вмешательству в дела нашего государства посредством сети интернет», — сказал Александр Башкин.

Сенатор призвал участников рассмотреть вопрос о необходимости доработки и донастройки существующих механизмов с учетом положений Конституции РФ, международных обязательств нашей страны и бесспорного права россиян свободно получать и распространять информацию.

«Возможно, нам следует оценить необходимость разработки новых либо совершенствования существующих законов следующих направлений. Первое – эффективный контроль за деструктивным, противоправным контентом, направленным на дестабилизацию российского общества, на нарушение прав и свобод граждан. Это и вмешательство в выборы, организация незаконных мероприятий, провоцирование беспорядков и многое другое. Второе – закон, регулирующий противодействие попыткам применения цензуры в отношении российских граждан или российских СМИ, препятствованию деятельности российских СМИ как на территории России, так и за рубежом.

Парламентарий подчеркнул, что необходимо обеспечить условия для стимулирования разработки отечественных программ и аппаратного обеспечения.

Выступление Олега Кузнецова было посвящено государственному регулированию цифровых платформ.

Участники круглого стола обсудили меры поддержки ИТ-отрасли, внедрение экспериментальных правовых режимов, проблемы использования технологий искусственного интеллекта и защиты персональных данных граждан.