Рассмотрены приоритетные направления развития местного самоуправления, в том числе участие жителей муниципальных образований в выборе мероприятий, подлежащих финансированию из местного бюджета.
Первый заместитель Председателя Совета
Федерации Андрей Турчак
Турчак
Андрей АнатольевичГлава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай
провел заседание
Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации на тему «Концепция
развития местного самоуправления в Российской Федерации. Актуальные вопросы
финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления публичных
функций и реализации инициативных проектов».
Смотрите также
В мероприятии, которое прошло в формате
видеоконференции, приняли участие заместитель председателя Совета по местному
самоуправлению при СФ, первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко,
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
член Совета, председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заместитель председателя
Высшего Совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления Вячеслав Тимченко.
Тимченко
Вячеслав Степановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области
К обсуждению также были приглашены представители профильных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
Рассмотрены приоритетные направления развития местного самоуправления, в том числе участие жителей муниципальных образований в выборе мероприятий, подлежащих финансированию из местного бюджета.
Совершенствование местного самоуправления стало одним из государственных приоритетов: эти вопросы нашли отражение в поправках в Конституцию РФ
Как отметил Андрей Турчак, совершенствование местного самоуправления стало одним из государственных приоритетов: эти вопросы нашли отражение в поправках в Конституцию РФ.
Законодатель подчеркнул, что важнейшей целью остается преодоление хронической финансовой необеспеченности муниципалитетов. Вместе с тем, по его словам, несмотря на некоторые улучшения, почти треть местных бюджетов исполняется с дефицитом, увеличивается объем муниципального долга.
«Это происходит на фоне расширения полномочий местных органов власти. За счет своих средств муниципалитетам приходится выполнять обязанности, которые фактически имеют общегосударственный характер. Принятые поправки в Конституцию призваны способствовать решению этой проблемы», — сказал Андрей Турчак. Он напомнил, что в Основном законе нашей страны теперь закреплено такое понятие, как «публичные функции», которые органы местного самоуправления выполняют во взаимодействии с органами государственной власти. «Конституция отныне гарантирует местному самоуправлению компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения публичных функций. Это очень важная правовая новация. В ее развитие должны быть приняты поправки в закон об общих принципах организации местного самоуправления. Проект основ государственной политики в области местного самоуправления также должен быть подготовлен с учетом этих новаций».
По мнению Андрея Турчака, укрепление финансовой базы муниципалитетов должно происходить, в первую очередь, за счет собственных доходов. «Необходимо закрепить за местными бюджетами дополнительные налоговые источники. Имеет смысл рассмотреть вопрос о передаче на местный уровень части транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Возможно, следует увеличить норматив отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Необходимо определить механизмы возмещения местным бюджетам выпадающих доходов от предоставления льгот, устанавливаемых Налоговым кодексом. Следует рассмотреть вопрос о зачислении в местные бюджеты поступлений от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых».
«Но самая главная задача – завершить оптимизацию полномочий органов местного самоуправления. Предстоит большая аналитическая и законотворческая работа», — сказал первый вице-спикер СФ.
По его словам, в обществе растет запрос на участие в решении вопросов, касающихся развития своих городов и поселков. «Наша задача – обеспечить максимально благоприятные условия для вовлечения населения в управление своими территориями».
В этой связи Андрей Турчак обратил внимание, что одним из эффективных механизмов является развитие инициативного бюджетирования, что позволяет объединять усилия власти и граждан в решении повседневных и жизненно важных вопросов.
Андрей Турчак напомнил о принятом в 2020 году пакете законов, который обеспечил успешное развитие инициативного бюджетирования на муниципальном уровне. «Важно посмотреть, как идет реализация новых законов на местах. Считаю, следует активнее проводить просветительские кампании. Возможно, следует создать специальный информационный ресурс в интернете, или отдельные ресурсы по каждому региону, где была бы собрана информация о распределении средств в рамках инициативного бюджетирования. Этот процесс должен быть максимально открытым и прозрачным», — подчеркнул сенатор.
По его мнению, необходимо также предоставить регионам право устанавливать льготы для налогоплательщиков, участвующих в реализации инициативных проектов.
«На федеральном и региональном уровнях надо оказывать поддержку развитию кадрового потенциала муниципалитетов. Надо сосредоточиться на массовом внедрении цифровых технологий в деятельности органов местного самоуправления», — заключил Андрей Турчак.
Андрей Шевченко в своем выступлении осветил региональный срез соответствующих вопросов и проблем.
Сенатор отметил, что в рамках подготовки к заседанию субъекты Российской Федерации предоставили материалы, в которых обозначили волнующие их вопросы. В частности — финансовое обеспечение муниципальных образований для выполнения объема полномочий, который на них возложен, а также высокий уровень закредитованности муниципалитетов.
«В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, который предусматривает преференции для субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением и реструктуризацией бюджетных кредитов. Нужно подумать о подобных мерах и для муниципальных образований», — считает Андрей Шевченко.
Законодатель также предложил рассмотреть вопрос о передаче муниципалитетам полномочия по регулированию патентной системы налогообложения, доходы от применения которой полностью поступают в местный бюджет, а базовый доход для расчета стоимости патента определяет регион.
Следующий вопрос, который, по словам сенатора, обозначили регионы – это необходимость формирования перечней полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации. «Данная тема приобретает особую важность в свете новых положений Конституции РФ, и это является очень важным условием для обеспечения эффективного функционирования органов местного самоуправления и органов государственной власти в рамках единой системы публичной власти», — подчеркнул Андрей Шевченко.
Он отметил, что инициативные проекты и инициативные платежи нельзя воспринимать в качестве очередного источника внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры. «Это, прежде всего, форма привлечения граждан к принятию бюджетных решений, к участию в управлении общими делами. Важно развивать личное трудовое участие граждан в реализации инициативных проектов, в том числе в малых муниципалитетах. Особенно этот инструмент действенен в рамках школьных и молодежных проектов. Их мы также предлагаем активно развивать, что позволит вовлечь молодежь в решение местных вопросов, сформировать сопричастность к местному сообществу».
«Регулирование инициативных проектов на местном уровне должно быть максимально гибким, не создавать дополнительных препятствий для проявления гражданами инициативы», — убежден законодатель.
По мнению Вячеслава Тимченко, необходимо учитывать баланс финансового обеспечения полномочий и возможностей местного самоуправления. «Необходимо сначала утверждать экономические цели, оценивать финансовые возможности, и только потом наделять полномочиями органы местного самоуправления в соответствии с этими целями».
Сенатор затронул вопрос неравенства различных муниципальных образований с позиции стабильных и достаточных собственных доходов местных бюджетов.
Вячеслав Тимченко также считает, что повышению финансовой самостоятельности органов МСУ могут способствовать цифровизация, ликвидация законодательных барьеров, не дающих эффективно использовать межмуниципальное сотрудничество, устранение противоречий между законами, ведущими к противоречиям в сфере муниципального контроля, необходимость проработки новых законодательных механизмов исполнения судебных решений при отсутствии в муниципальном бюджете денежных средств на их исполнение.
Законодатель коснулся реализации инициативных проектов органами МСУ. В частности он отметил, что после реализации проектов инициативного бюджетирования возникает проблема дальнейшего содержания построенных объектов», — сказал Вячеслав Тимченко.
«Для дальнейшего развития механизма инициативного бюджетирования необходима широкая информационная популяризация реализации проектов и возможность закрепления на законодательном уровне понятия «общественный наблюдатель» за реализуемым проектом», — заключил Вячеслав Тимченко.
Участники заседания обсудили также предложения представителей регионов.
По итогам выработан проект решения, в котором предлагается, в частности, минимизировать формальные требования к процедурам выдвижения и внесения инициативных проектов, обеспечить вариативность форм поддержки гражданами таких проектов, предусмотреть их максимально открытое и гласное коллегиальное рассмотрение с участием представителей инициаторов во всех случаях, а не только при проведении конкурса.
Участники заседания высказали мнение, что для инициаторов проектов регионы и муниципалитеты могут совместно подготовить методические рекомендации и примерные формы необходимых документов, что упростит дальнейшую работу. Отмечена важность региональной поддержки института инициативных проектов.
Органам государственной власти субъектов РФ предлагается способствовать активному использованию инициативных проектов и иных практик инициативного бюджетирования при реализации национальных проектов, а органам местного самоуправления — способствовать широкому применению форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.