Все новости

А. Кутепов подготовил законопроект, повышающий статус операторов железнодорожного подвижного состава

Сенатор предлагает внести изменения в закон о железнодорожном транспорте и его Устав.


Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов Кутепов
Андрей Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
Кутепов Андрей Викторович
подготовил изменения в Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части правового статуса операторов железнодорожного подвижного состава».

Смотрите также

Сенатор пояснил, что законопроект направлен на приведение действующих норм к существующим условиям на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом с участием оператора железнодорожного подвижного состава.

Предлагается внести изменения в указанные законы, изложив понятие оператора в новой редакции, которое прямо определит его статус как участника перевозочного процесса. Также предлагается установить основные требования к оператору, выделить его в законе как полноправного самостоятельного субъекта железнодорожной перевозки, поставить его на один уровень с перевозчиком и владельцем инфраструктуры.

Также проектом предлагается обозначить оператора как одного из субъектов перевозки, наряду с перевозчиками и иными юридическими и физическими лицами.

Предлагается установить возможность для операторов, наряду с грузоотправителями и грузополучателями заключать с перевозчиком долгосрочные договоры об организации перевозок. При этом предполагается два возможных вида таких долгосрочных договоров: договоры, в которых оператор выступает от имени только одного грузоотправителя, грузополучателя и договоры, в которых оператор выступает от имени сразу нескольких грузоотправителей, грузополучателей.

Оператора предлагается обозначить как субъекта соглашения, в пользу которого владельцами инфраструктур или перевозчиками выполняются работы и услуги, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, а также как субъекта, которым выполняются работы по просьбам владельцев инфраструктур или перевозчиков, цены на которые указаны в тарифном руководстве.

Андрей Кутепов отметил, что в настоящее время в связи с реформой железнодорожной отрасли, внедрением конкурентных начал, появлением новых участников перевозочного процесса, владеющих собственным или арендованным подвижным составом (операторов), на рынке произошли значительные изменения.

«Так, с появлением операторов изменилась технология перевозочного процесса. Подача вагонов под погрузку, которая до реформы железнодорожного транспорта была лишь элементом договора перевозки, выделилась в самостоятельную стадию. Оператор заявил себя в качестве субъекта с особым правовым статусом, заключающим договоры, обладающие определенной спецификой и, осуществляющем деятельность, требующую специального нормативного правового регулирования», — сказал он.

«Между тем законодательство РФ по‑прежнему не устанавливает в должной мере правой статус операторов. На практике это приводит к тому, что другие участники перевозочного процесса — перевозчики, владельцы инфраструктур — в выгодных для них обстоятельствах не признают операторов в качестве полноправных участников перевозочного процесса, создают для них невыгодные, неконкурентные условия присутствия на рынке.

В первую очередь, по словам Андрей Кутепова, это связанно с тем, что установленное Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта РФ» понятие «оператора железнодорожного транспорта» неполноценно. Прописанные требования к операторам ограничены размытыми общеупотребительными критериями, которыми определяется любое юридическое лицо в российском законодательстве, и которые никак не характеризуют операторов как участников железнодорожной грузовой перевозки и не раскрывают специфику их деятельности.

При этом владение оператором на законном основании вагонами и контейнерами, передача их на возмездной основе грузоотправителю под погрузку в целях перевозки грузов, а также оказание им иных сопутствующих услуг в перевозке квалифицируют его как самостоятельного участника перевозочного процесса.

Указанные изменения не только послужат усилению дальнейшей роли оператора в перевозочном процессе, повышению его статуса, но и благоприятными стимулом для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, подчеркнул Андрей Кутепов.

Законопроект направлен в Правительство РФ для получения отзыва.