Состоялось заседание рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры.
Первый заместитель председателя Комитета Совета
Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей
Митин
Митин
Сергей Герасимовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Новгородской области
провел заседание
рабочей группы по мониторингу принятия нормативных правовых актов,
предусмотренных федеральными законами в области рыболовства и аквакультуры на тему «О нормировании содержания мышьяка в рыбе, рыбной продукции и морепродуктах, установленном в Техническом регламенте Таможенного союза
021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и гармонизации требования
технических регламентов Евразийского экономического союза с нормами
международного права».
По словам Сергея Митина, вопрос нормирования содержания мышьяка в рыбе, рыбной продукции и морепродуктах, и гармонизации требования технических регламентов Евразийского экономического союза с нормами международного права уже не в первый раз. Этот вопрос неоднократно поднимался на мероприятиях различного уровня, в том числе на заседаниях профильного Комитета РФ, Коллегии и межведомственной рабочей группы Росрыболовства, Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
Как указал Сергей Митин, вопросом изменения нормирования мышьяка в рыбе, рыбной продукции и морепродуктах различные министерства, ведомства и научно-исследовательские институты занимаются более 10 лет. За это время внутренний рыбный рынок, а значит и отечественные потребители, потеряли более 1,6 млн тонн с оценочной стоимостью 430,5 млрд рублей.
Сенатор сообщил,
что согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации
Объединенных Наций (ФАО), наибольшее подушевое потребление рыбы составляет
более 50 кг в год и приходится на страны Северной Америки, Европейского Союза,
Китая, Японии, Индонезии, Малазии, Вьетнама, Гонконга, Сингапура. В этих странах
содержание мышьяка в указанной продукции не нормируется. Вместе с тем, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) продолжительность жизни в странах, где подушевое потребление морепродуктов более 50 кг, составляет более
80 лет.
По данным ВОЗ, величина содержания мышьяка, как необходимого жизненно важного для здоровья человека элемента составляет 10–15 мкг (микрокиллограм) в сутки. При этом, практически невозможно соотнести этот показатель с допустимым уровнем содержания мышьяка в рыбе, рыбной продукции и морепродуктов установленном в Техническом регламенте, который составляет 5 мг/кг. «Проблема нормирования мышьяка в рыбе и морепродуктах усугубляется не только при реализации на внутреннем рынке, но и при реализации рыбы и морепродуктов на экспорт», — сказал Сергей Митин.
По его словам, при выявлении мышьяка надзорными органами предприятие ставится на усиленный контроль, а при повторном выявлении в отношении этого предприятия вводятся временные ограничения на экспорт всей продукции. Таким образом, даже безопасная для третьих стран продукция не может быть экспортирована из России. «Такое положение дел, может повлечь существенный экономический ущерб для российских предприятий и негативным образом сказаться на обороте и экспорте рыбной продукции. Партии продукции, не соответствующие нормам по мышьяку, подлежат утилизации, в то время как на мировом рынке такая продукция разрешена для свободного оборота», — отметил парламентарий.
Сергей Митин обратил внимание, что такой подход не согласуется с Постановлением Правительства РФ «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами». В документе отмечается, что при отсутствии научных обоснований необходимость введения более жестких показателей и иных ограничений, нормативные правовые акты подлежат гармонизации в соответствии с международными стандартами.
При этом сенатор уточнил, что Россия — не только член Евразийского экономического сообщества, но и член Всемирной торговой организации, где установлена презумпция равенства в вопросах применения санитарных и фитосанитарных мер. Кроме того, такая позиция противоречит и Договору о Евразийском экономическом союзе, в котором установлено, что в качестве основы для разработки технических регламентов Союза применяются соответствующие международные стандарты.
В ходе заседания состоялся обмен мнениями по обозначенным проблемам.
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, Министерства здравоохранения РФ, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору профильного и экспертного сообщества.