Сенатор Российской Федерации, представитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя, Екатерина Алтабаева приняла участие в дискуссии, посвящённой вопросу защиты прав несовершеннолетних.
Среди гостей в студии севастопольского интернет-телевидения ForPost_TV были заместитель Губернатора Севастополя Игорь Михеев, Уполномоченный по правам ребенка в городе Севастополе Марина Песчанская, депутат Законодательного Собрания Севастополя Татьяна Щербакова.
Поводом к обсуждению темы послужил случай, произошедший в Севастополе. Несовершеннолетнего ребенка среди ночи изъяли из семьи без серьезных оснований.
Екатерина Алтабаева
Алтабаева
Екатерина Борисовнапредставитель от исполнительного органа государственной власти города Севастополя
напомнила, что существует целый комплекс законов,
которые защищают права ребенка. Основной из них — Семейный кодекс РФ.
— Изъятие ребенка из семьи регламентируется ст.77 Семейного кодекса. В ней говорится, что при угрозе жизни и здоровью ребенка, он может быть отобран из семьи органами опеки и попечительства и при наличии акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, — отметила Екатерина Алтабаева.
Вместе с тем, правоохранительные органы и органы опеки и попечительства должны сами определить — действительно ли ребенку угрожает опасность. Под час их решение носит субъективный характер.
Подкомитет по гражданскому и семейному праву Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, начиная с осенней сессии 2020 года, ведет работу по разработке и обсуждению законопроекта о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере защиты семьи и ребенка.
Свои предложения в Совет Федерации направили Министерство просвещения, МВД, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерства финансов, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры РФ, а также представители экспертного сообщества, родительских и иных общественных организаций.
Предлагаемые изменения сводятся к следующему:
1. В зависимости от обстоятельств, вместо принудительного механизма изъятия, может быть предусмотреть другой комплекс мер:
— если позволяет ситуация, наделить близких родственников правом временно представлять интересы ребенка по просьбе родителей;
— в четко установленных случаях наделить родителей правом выдавать доверенность на имя родственника или воспитателя о предоставлении им полномочий законного представителя ребенка (без прекращения родительских прав);
— органы опеки и попечительства могут временно назначить опекуна, если об этом попросят родители;
— предусмотреть так называемые «временные меры защиты ребенка», которые будут применяться в случаях, когда родители временно не могут осуществлять родительские права (например, находятся в больнице). Соответствующими полномочиями наделяются органы полиции, медорганизации, службы спасения, которые обнаруживают детей, оставшихся без присмотра.
2. Ввести понятие «презумпции добросовестности родителей», которое предполагает, что родители являются добросовестными, если суд не установил обратное.
Изменения предполагается внести не только в Семейный кодекс Российской Федерации, но и во многие другие федеральные законы, положения которых также в той или иной степени направлены на охрану интересов ребенка, например:
— Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
— Федеральный закон № 48-Ф3 «Об опеке и попечительстве»;
— Федеральный закон № 120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
— и многие другие.