Все новости

И. Рукавишникова провела «круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

Внедрение цифровых технологий в деятельность муниципалитетов следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, отметила сенатор.


Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова Рукавишникова
Ирина Валерьевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
Рукавишникова Ирина Валерьевна
в режиме видеоконференции провела «круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения».

Смотрите также

В дискуссии приняли участие член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин, Башкин
Александр Давыдович
представитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
Башкин Александр Давыдович
член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Перминов, Перминов
Сергей Николаевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области
Перминов Сергей Николаевич
член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Солодун, Солодун
Галина Николаевна
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Брянской области
Солодун Галина Николаевна
председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, органов исполнительной власти Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия (Алания), Республики Татарстан, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Московской, Ростовской, Свердловской, Тульской Ульяновской, Челябинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, экспертного сообщества.

Ирина Рукавишникова отметила, что Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает в период до 2024 года комплекс системных мер, направленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов.

Сенатор сообщила, что Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утверждена методика расчета показателя цифровой зрелости экономики и социальной сферы на уровне регионов. Предлагаемый метод предусматривает расчет данных по 37 показателям, характеризующим достижение «цифровой зрелости» по 5 направлениям – развитие городской среды, транспорт, здравоохранение, образование, государственное управление. При этом более 20 показателей относятся к цифровой зрелости муниципалитетов. Вместе с тем, некоторые эксперты высказывают обоснованную критику отдельных положений разработанной методики. По 29 показателям базовое значение за 2019–2020 годы даже по Российской Федерации в целом отсутствует, а расчет трех показателей требует доработки Государственной информационной системы ЖКХ. «То есть, в существующем виде методика не позволяет оценить уровень «цифровой зрелости» регионов и муниципальных образований по состоянию на начало 2021 года».

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»
«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»
Ирина Рукавишникова
Галина Солодун
«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

1 из 5

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

2 из 5

Ирина Рукавишникова

3 из 5

Галина Солодун

4 из 5

«Круглый стол» на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного обеспечения»

5 из 5

Сенатор обратила внимание, что вопросы цифровой зрелости и устранения цифрового неравенства различных территорий нашей страны стоит на особом контроле в Совете Федерации. Так, в прошлом году при поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
удалось остановить сокращение финансирования программы подключения малых населенных пунктов, в которых проживает от 100 до 250 жителей, к сети Интернет.

Ирина Рукавишникова отметила, что в практической плоскости развития концепции цифрового муниципалитета разрабатываются и внедряются различные проекты, такие как «Умный город», основная цель которого – повышение эффективности городской инфраструктуры, многолетний проект «Безопасный город», единая платформа обратной связи, созданная по поручению Президента РФ, которая должна обеспечить единый стандарт подачи обращений граждан в том числе в муниципальные органы власти и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Развиваются решения, представленные отечественными IT-компаниями.

 «По инициативе Совета Федерации Минюстом России в настоящее время ведется работа по созданию единого информационного ресурса в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения, в рамках которого планируется предусмотреть в том числе региональные и муниципальные сегменты», — сказала парламентарий.

Сенатор напомнила, что при палате действует Совет по развитию цифровой экономики, возглавляемый первым заместителем Председателя СФ Андреем Турчаком. Совет является эффективной площадкой взаимодействия представителей исполнительной и законодательной властей на федеральном и региональном уровнях, а также правоприменителей, занимающихся практическим внедрением в том числе проектов в сфере цифровой трансформации.

Ирина Рукавишникова обозначила некоторые проблемы в указанной сфере. Это проблема методического и информационного обеспечения, отсутствие единства нормативно закрепленных целей, задач и мероприятий по их достижению, отсутствие системности в реализации программ цифровой трансформации муниципалитетов, недостаточность финансирования муниципальных программ цифровой трансформации, недостаток квалифицированных кадров.

Парламентарий указала, что все предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность органов местного самоуправления следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, их включения в единую систему публичной власти. «Важно также, чтобы приоритетные направления цифровизации органов местного самоуправления были включены в проект Основ государственной политики РФ в области развития местного самоуправления до 2030 года, который в настоящее время разрабатывается Правительством».

Галина Солодун отметила, что при внедрении цифровых технологий в местное самоуправление необходимо, прежде всего, обеспечить равные права всех граждан страны на доступ к социально значимым услугам.

 «Требуется принятие системных мер по повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, по совершенствованию налогового регулирования, в частности, по более справедливому распределению доходов от налога на доходы физических лиц с учетом места жительства налогоплательщика, а также доходов от акцизов и предпринимательских налогов».

По ее словам, вторая важнейшая предпосылка цифровой трансформации местного самоуправления – наличие квалицированных кадров. Также цифровизация муниципального управления невозможна без развития инфраструктуры связи.

«Важно, чтобы законодательное регулирование шло по пути снятия барьеров в применении цифровых инструментов местного самоуправления, стимулировало к их использованию, но предоставляло муниципалитетам право самостоятельно определяться с конкретным набором таких инструментов», — указала она.