Внедрение цифровых технологий в деятельность муниципалитетов следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, отметила сенатор.
Первый заместитель
председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству Ирина Рукавишникова
Рукавишникова
Ирина Валерьевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области
в режиме
видеоконференции провела «круглый стол»
на тему «Цифровой муниципалитет: проблемы и перспективы законодательного
обеспечения».
В дискуссии
приняли участие член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Александр
Башкин,
Башкин
Александр Давыдовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Астраханской области
член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской
деятельности Сергей Перминов,
Перминов
Сергей Николаевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области
член
Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному
самоуправлению и делам Севера Галина
Солодун,
Солодун
Галина Николаевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Брянской области
председатель Комитета Государственной Думы по федеративному
устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, представители
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, органов
исполнительной власти Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики,
Республики Саха (Якутия), Республики Северная Осетия (Алания), Республики
Татарстан, Краснодарского и Ставропольского краев, Архангельской, Вологодской,
Калининградской, Московской, Ростовской, Свердловской,
Тульской Ульяновской, Челябинской областей, Москвы и Санкт-Петербурга,
экспертного сообщества.
Ирина Рукавишникова отметила, что Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает в период до 2024 года комплекс системных мер, направленных на ускорение цифровой трансформации муниципалитетов по ключевым направлениям, в том числе в сфере предоставления муниципальных услуг, развития информационной инфраструктуры в муниципальных учреждениях, внедрения цифровых платформ инвентаризации, учета и контроля энергоресурсов и имущественных комплексов муниципалитетов.
Сенатор сообщила, что Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ утверждена методика расчета показателя цифровой зрелости экономики и социальной сферы на уровне регионов. Предлагаемый метод предусматривает расчет данных по 37 показателям, характеризующим достижение «цифровой зрелости» по 5 направлениям – развитие городской среды, транспорт, здравоохранение, образование, государственное управление. При этом более 20 показателей относятся к цифровой зрелости муниципалитетов. Вместе с тем, некоторые эксперты высказывают обоснованную критику отдельных положений разработанной методики. По 29 показателям базовое значение за 2019–2020 годы даже по Российской Федерации в целом отсутствует, а расчет трех показателей требует доработки Государственной информационной системы ЖКХ. «То есть, в существующем виде методика не позволяет оценить уровень «цифровой зрелости» регионов и муниципальных образований по состоянию на начало 2021 года».
Сенатор
обратила внимание, что вопросы цифровой зрелости и устранения цифрового
неравенства различных территорий нашей страны стоит на особом контроле в Совете
Федерации. Так, в прошлом году при поддержке Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
удалось остановить
сокращение финансирования программы подключения малых населенных пунктов, в которых проживает от 100 до 250 жителей, к сети Интернет.
Ирина Рукавишникова отметила, что в практической плоскости развития концепции цифрового муниципалитета разрабатываются и внедряются различные проекты, такие как «Умный город», основная цель которого – повышение эффективности городской инфраструктуры, многолетний проект «Безопасный город», единая платформа обратной связи, созданная по поручению Президента РФ, которая должна обеспечить единый стандарт подачи обращений граждан в том числе в муниципальные органы власти и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Развиваются решения, представленные отечественными IT-компаниями.
«По инициативе Совета Федерации Минюстом России в настоящее время ведется работа по созданию единого информационного ресурса в сфере оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения, в рамках которого планируется предусмотреть в том числе региональные и муниципальные сегменты», — сказала парламентарий.
Сенатор напомнила, что при палате действует Совет по развитию цифровой экономики, возглавляемый первым заместителем Председателя СФ Андреем Турчаком. Совет является эффективной площадкой взаимодействия представителей исполнительной и законодательной властей на федеральном и региональном уровнях, а также правоприменителей, занимающихся практическим внедрением в том числе проектов в сфере цифровой трансформации.
Ирина Рукавишникова обозначила некоторые проблемы в указанной сфере. Это проблема методического и информационного обеспечения, отсутствие единства нормативно закрепленных целей, задач и мероприятий по их достижению, отсутствие системности в реализации программ цифровой трансформации муниципалитетов, недостаточность финансирования муниципальных программ цифровой трансформации, недостаток квалифицированных кадров.
Парламентарий указала, что все предложения по внедрению цифровых технологий в деятельность органов местного самоуправления следует рассматривать в рамках реализации положений обновленной Конституции РФ, направленных на укрепление местных органов власти, их включения в единую систему публичной власти. «Важно также, чтобы приоритетные направления цифровизации органов местного самоуправления были включены в проект Основ государственной политики РФ в области развития местного самоуправления до 2030 года, который в настоящее время разрабатывается Правительством».
Галина Солодун отметила, что при внедрении цифровых технологий в местное самоуправление необходимо, прежде всего, обеспечить равные права всех граждан страны на доступ к социально значимым услугам.
«Требуется принятие системных мер по повышению уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований, по совершенствованию налогового регулирования, в частности, по более справедливому распределению доходов от налога на доходы физических лиц с учетом места жительства налогоплательщика, а также доходов от акцизов и предпринимательских налогов».
По ее словам, вторая важнейшая предпосылка цифровой трансформации местного самоуправления – наличие квалицированных кадров. Также цифровизация муниципального управления невозможна без развития инфраструктуры связи.
«Важно, чтобы законодательное регулирование шло по пути снятия барьеров в применении цифровых инструментов местного самоуправления, стимулировало к их использованию, но предоставляло муниципалитетам право самостоятельно определяться с конкретным набором таких инструментов», — указала она.