Все новости

С. Митин прокомментировал проект федерального закона «О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации»

Целесообразно распространить действие законопроекта только для особо ценных видов рыб, отметил сенатор.


Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин Митин
Сергей Герасимович
представитель от исполнительного органа государственной власти Новгородской области
Митин Сергей Герасимович
проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации». Документ внесен Правительством РФ и принят в первом чтении Государственной Думой.

Смотрите также

Сенатор отметил, что законопроект направлен на приведение терминологии Водного кодекса в соответствие терминологией, применяемой в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Парламентарий пояснил, что норма части 13 статьи 65 вступила в действие для озер и водохранилищ с 1 января 2007 г. в связи с введением в действие нового Водного кодекса, а с 2013 г. ее действие было распространено и на реки. В настоящее время частью 13 статьи 65 Водного кодекса определено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.

Как уточнил сенатор, прибрежные защитные полосы предназначены для предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания водных биоресурсов. Они не только защищают водные ресурсы, но и являются важной составляющей экологического каркаса территории, выполняя функции защиты водоемов от замутнения, обмеления и заиливания нерестилищ, служат естественными фильтрами-очистителями воды.

Сергей Митин отметил, что в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не используется понятие «водные объекты, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение», а применяется понятие «водные объекты рыбохозяйственного значения». Они, в свою очередь, в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения», подразделяются на высшую, первую и вторую категории.

Сенатор обратил внимание, что законопроектом предлагается часть 13 статьи 65 Водного Кодекса изложить в новой редакции: «Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, являющихся местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова), сохранения и искусственного воспроизводства таких видов водных биологических ресурсов, устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона берега».

Сергей Митин обратил внимание, что законопроект изменяет терминологию «водные объекты, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов)» на терминологию, применяемую указанным Постановлением Правительства РФ к указанным объектам.

«В декабре на заседании Комитета законопроект в «нулевом чтении» был рассмотрен и поддержан без замечаний. Однако сенаторы высказались о том, что увеличение размера прибрежной защитной полосы с 50 до 200 метров фактически делает невозможным ведение хозяйственной деятельности вдоль водных объектов, являющихся местами обитания особо ценных и ценных видов водных биоресурсов», — проинформировал парламентарий.

Сенатор указал, что в соответствии со статьей 65 Водного Кодекса на территориях прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной деятельности, а именно запрещается распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей.

По словам законодателя, в субъекты Федерации были направлены запросы о предоставлении информации о выпадающих из хозяйственного оборота земель и об объемах финансовых потерь, которые были инвестированы в инфраструктурные объекты, расположенные на землях прибрежных защитных полос. Например, Краснодарский край сообщил, что в случае увеличения защитной полосы с 50 до 200 метров, из севооборота может выпасть 400 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Это также затронет приусадебные участки в сельских территориях и негативно скажется на объёмах производства сельскохозяйственной продукции и занятости населения. Недополученная прибыль ввиду вывода сельскохозяйственных земель из оборота может составить более 10 млрд рублей, добавил сенатор.

По данным, полученным от Ставропольского края, общая протяженность границ прибрежных защитных полос составляет 20 542 км. Принятие законопроекта, повлечет к выводу из хозяйственного оборота 410,8 тыс. га, что негативно отразится на производстве сельскохозяйственной продукции, недополучению дохода в размере 14,3 млрд рублей. «Безусловно, такие данные заслуживают серьезного внимания и учета», — считает законодатель.

Сергей Митин напомнил, что накануне на заседании «круглого стола», из пояснений представителей Министерства сельского хозяйства РФ и Росрыболовства следовало, что законопроект преследовал цель установления прибрежных защитных зон в размере 200 м для особых водных объектов, например озера Байкал.

Вместе с тем сенаторы отметили, что традиционными местами ведения сельского хозяйства как раз и является прибрежная зоны водных объектов, где ведется огородничество, распашка земель и выпас скота. Привязывать эти виды деятельности на земельных участках к категорийности водного объекта, где водятся ценные виды рыб (к ним относится судак), по крайней мере, не совсем логично, указал парламентарий.

«Мы полагаем целесообразным распространить действие законопроекта только для «особо ценных видов рыб», исключив категорию «ценных видов», — подчеркнул сенатор.