Сенаторы предложили соответствующие поправки в законодательство.
Член Комитета СФ
по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов
Орденов
Геннадий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области
и член Комитета СФ по экономической политике Юрий Важенин
Важенин
Юрий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
выступили с законодательной инициативой по внесению поправок в Федеральный закон «Об охране
окружающей среды» и Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» в части повышения
эффективности организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей
среде.
По словам Геннадия Орденова, проблема ликвидации накопленного вреда окружающей среде, возникшего ранее в период советской государственности, остается неразрешенной и все более обостряется. Особое место среди объектов накопленного вреда окружающей среде занимают находящиеся в государственной собственности участки недр, в границах которых имеются нефтесодержащие загрязнения, рассказал сенатор.
«В подавляющем количестве случаев скопление нефтесодержащей жидкости явилось следствием деятельности крупных советских нефтеперерабатывающих заводов, использовавших несовершенные технологии производства, в результате разлива и утечки нефти и нефтепродуктов в рамках производственного процесса, аварий на магистральных и внутрипромысловых нефтепроводах, аварийных и технологических выбросов».
Многие указанные предприятия прекратили свое существование, не ликвидировав накопленный вред окружающей среде, отметил Геннадий Орденов. «Как следствие, в настоящее время существует множество бесхозяйных или экономически не привлекательных активов, обладающих высокой степенью опасности для окружающей среды и здоровья населения».
По мнению парламентария, принятию эффективных мер по учету, обследованию и ликвидации загрязнений, накопленных в недрах, препятствует недостаточность правового регулирования, в том числе несовершенство легальной дефиниции понятия «объекты накопленного вреда окружающей среде».
Кроме того, бюджетные инвестиции в данную область будут более результативными, когда хозяйствующие субъекты будут заинтересованы в освобождении территорий, недр и акваторий от загрязнений и рациональном их использовании, считает Геннадий Орденов. «В целях обеспечения возможности эффективного использования механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства при финансировании и организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде предлагается внести соответствующие изменения в законодательство».
В частности, законопроектом расширяется перечень обязательных элементов соглашения о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве за счет включения в него возможности полного или частичного финансирования работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. «Кроме того, в целях стимулирования участия лиц в организации деятельности по ликвидации накопленного вреда окружающей среде законопроектом предлагается определить меры государственной поддержки таких субъектов».
Сенатор пояснил, что законопроект не вводит каких‑либо ограничений права частной собственности, а расширяет перечень объектов инвентаризации и обследования, по результатам которых может быть присвоен статус объекта накопленного вреда окружающей среде. «Собственники, наоборот, заинтересованы в обследовании и учете принадлежащих им объектов как объектов накопленного вреда окружающей среде. В противном случае уровень административной нагрузки на них является очень высоким», — подчеркнул Геннадий Орденов.