Состоялось заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ.
Одна из поправок в Основной закон
закрепила создание в России условий для «взаимного доверия государства и общества». Доверие теперь становится не только морально-этической категорией,
но и одним из реальных конституционных приоритетов. Об этом заявила
Председатель Совета Федерации Валентина
Матвиенко.
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Она провела заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ на тему: «Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства».
Интеллектуальный ресурс Научно-экспертного совета становится особенно востребованным сегодня, когда серьёзный массив федерального и регионального законодательства приводится в соответствие с положениями обновлённой Конституции, отметила глава СФ.
Председатель верхней палаты российского
парламента напомнила слова Президента РФ о том, что «сила государства
заключается прежде всего в доверии к нему со стороны граждан».
Валентина Матвиенко предложила разработать шаги, которые необходимо предпринимать, чтобы уровень такого доверия в России возрастал. «То, как много значат доверие, солидарность, взаимная ответственность, мы видим сегодня, в период борьбы с пандемией коронавируса. Очевидно, что именно сплочённость наших граждан, понимание того, что от действий каждого зависит наше общее будущее, помогают при всех сложностях, которые есть, достойно противостоять вирусу».
Хочется верить, что и после завершения пандемии этот урок не будет забыт, сказала спикер Совета Федерации.
По ее словам, ключевыми, фундаментальными условиями доверия между государством и обществом выступает благополучие людей, учёт их интересов при принятии государственных решений, а также ощутимые качественные изменения в их повседневной жизни.
«Именно на это направлены меры,
предложенные Президентом в Послании Федеральному Собранию, в Указе о национальных целях развития страны, и национальных проектах. Безусловно, что
для достижения поставленных целей важно обеспечить стабильное развитие
экономики, которое также невозможно без доверия».
Доверие, по мнению главы верхней палаты российского парламента, это один из источников экономического роста. «Если государство и экономические игроки не доверяют друг к другу, мы неизбежно видим усиление контроля, существенное увеличение издержек, ухудшение делового климата. В результате сдерживается инвестиционная активность, создаются благоприятные условия для теневого сектора, а экономический рост оставляет желать лучшего».
Государство стремится на законодательном уровне бороться с избыточным регулированием, отметила Председатель Совета Федерации. «В текущем году нами были приняты соответствующие федеральные законы в сфере контрольной и надзорной деятельности. Кроме того, продолжается работа по стимулированию инвестиционной активности. Одним из механизмов здесь выступает внедрение соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Они позволяют гарантировать инвесторам неизменность «правил игры», что также является важным шагом для укрепления доверия между бизнесом и государством».
Ещё одним направлением по повышению доверия может стать широкое внедрение «народного» бюджетирования, считает Валентина Матвиенко. «Данная модель даёт возможность людям самим решать, на что потратить средства местного бюджета, позволяет им напрямую участвовать в улучшении условий жизни в своём городе, районе, посёлке. Мы будем внимательно наблюдать, как этот механизм заработает в регионах, насколько высоко сами граждане оценят его эффективность».
Глава Совета Федерации считает, что необходимо предусмотреть более широкое внедрение цифровых инструментов для «обратной связи», тем более что успешных примеров уже немало. «Используя профильные интернет-ресурсы, граждане могут участвовать в общественном обсуждении проектов важнейших федеральных законов. А такие платформы, как «Активный гражданин» позволяют оперативно, без лишней волокиты решать вопросы городского развития».
Доверие к власти, по мнению Валентины Матвиенко, во многом определяется степенью её открытости перед обществом.
«Пожалуй, лучший пример здесь нам подаёт глава государства. Президент находится в постоянном взаимодействии с руководителями регионов, ведомств, с представителями гражданского общества, СМИ, гражданами. Поднимаются самые острые общественно значимые темы, практически в ежедневном режиме идут подробные комментарии по волнующим граждан вопросам».
Руководители всех уровней также меняют стиль своей работы, отметила глава верхней палаты. «Уже становится нормой, когда губернатор, мэр или министр в режиме реального времени отвечают на просьбы в социальных сетях, широко используют другие форматы прямого общения с гражданами».
Однако, сказала Валентина Матвиенко, несмотря на определённый прогресс, важно, чтобы это взаимодействие не прекращалось в сложных, кризисных ситуациях. «Последние события с разливом нефтепродуктов в Норильске или с гибелью морских животных на Камчатке наглядно показали, что замалчивать проблемы или прикрываться обтекаемыми формулировками недопустимо. Надо честно, открыто отвечать на неудобные вопросы, что называется, с цифрами и фактами в руках».
Главное, при этом, говорить с людьми на нормальном, понятном, человеческом языке, разъяснять, какие принимаются меры, на что они направлены, когда нужно ждать конкретных результатов, подчеркнула Председатель Совета Федерации. «Такой подход позволяет не только заручиться доверием граждан, но и предупредить распространение фейковых кампаний в СМИ, в сетях, противопоставляя им детальную и достоверную информацию».
Отдельная тема – доверие к судам, правоохранительным органам, отметила спикер СФ.
По ее словам, уровень доверия не только
формирует общую атмосферу жизни в стране, но и оказывает серьёзное влияние на её экономическое и социальное развитие.
С докладом на заседании Совета выступил декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан.
Он отметил, что уровень доверия определяется в первую очередь институциональными и культурными факторами и может меняться в обозримой перспективе. «Россия по уровню так называемого обобщенного доверия, то есть, ответа на вопрос, можно ли доверять большинству людей, среди других стран занимает не очень высокое положение. У нас 25 процентов респондентов отвечают положительно на этот вопрос, в Китае – 64 процента, в Швеции – 61 процент. В нашей стране у этого показателя большой потенциал».
При этом можно говорить о двух сферах – доверие людей друг другу и доверие к власти, к институтам, отметил Александр Аузан. «Экономически значимо доверие людей друг к другу, но большое значение также имеет институциональное доверие».
Александр Аузан рассказал, что результаты исследования, проведенного на экономическом факультете МГУ в июле-августе 2020 года, говорят о том, что появился новый лидер доверия – цифровые платформы. «При этом люди, взаимодействующие на этих цифровых платформах, значительно больше доверяют друг другу, чем за пределами цифровой платформы. Такой эффект наблюдается во всем мире. Фактически появился новый способ поддержания доверия, который связан с технологиями, основанными на искусственном интеллекте».
Александр Аузан указал, что из‑за пандемии идет форсированная цифровизация, колоссальное распространение получают цифровые платформы. «Наступило время, подходящее, чтобы начинать действовать по повышению доверия», — сказал эксперт.
В своем докладе Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров затронул вопрос доверия в сфере налогообложения. Он отметил, что в большинстве международных исследований налоговых правоотношений институту доверия уделяется очень серьезное внимание.
«Этот институт рассматривается в нескольких ипостасях. Первое – куда идут мои налоги? Второе – насколько справедливо эти налоги распределены между участниками налогового процесса. И третье — насколько эффективно происходит налоговое администрирование». По его словам, ФНС сейчас рассматривает себя как компания, предоставляющая сервис, а налогоплательщиков — как клиентов.
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева рассказала о проектных инициативах, которые Агентство реализовывало вместе с разными сообществами, в том числе некоммерческим, благотворительным сектором в сфере повышения доверия. Ряд проектов Агентства касался вовлечения граждан в развитие городской среды.
Состоялась содержательная дискуссия. Были обозначены проблемы, мешающие формированию атмосферы доверия между обществом и властью, озвучены успешные региональные практики в этой сфере.
В мероприятии приняли участие первый
заместитель Председателя СФ Андрей Яцкин,
Яцкин
Андрей Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ростовской области
заместители Председателя СФ Николай
Журавлев
Журавлев
Николай Андреевичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области
и Ильяс Умаханов,
Умаханов
Ильяс Магомед-Саламовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Дагестан
председатели Комитетов СФ, сенаторы РФ, губернаторы Архангельской области Александр Цыбульский
Цыбульский
Александр ВитальевичГубернатор Архангельской области
и Камчатского края
Владимир Солодов,
Солодов
Владимир ВикторовичГубернатор Камчатского края
руководители и представители
федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти,
научного, экспертного и делового сообщества.
По итогам заседания подготовлены рекомендации в адрес органов власти, Банка России, Российской академии наук и Российской академии образования, Торгово-промышленной палаты России, РСПП, «Деловой России».
В частности, Совету Федерации совместно с Государственной Думой, Правительством РФ и институтами гражданского общества рекомендовано разработать комплекс законодательных и иных мер по укреплению местного самоуправления, включая повышение бюджетной обеспеченности местных бюджетов, а также механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Федерации в единой системе публичной власти, с включением данных положений в разрабатываемые Основы государственной политики РФ в области развития местного самоуправления до 2030 года.
Правительству РФ в свою очередь рекомендовано разработать меры по расширению возможности участия граждан в принятии решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработать и внедрить механизмы, обеспечивающие прозрачность процесса принятия управленческих решений и эффективную «обратную связь» между гражданами и органами государственной власти, в частности, повысить роль налогоплательщиков в контроле расходования и управления бюджетными средствами через партиципаторное бюджетирование и селективные налоги, создать доверительную систему взаимодействия между органами публичной власти и бизнесом.