Парламентарий направил письмо с предложениями Председателю Правительства РФ М. Мишустину.
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической пролитике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
подготовил предложения по расширению возможностей привлечения к к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осужденных к принудительным работам, а также осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях.
Свои предложения сенатор направил Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину.
1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации», который позволил уменьшать сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены наказания более мягким или для применения условно-досрочного освобождения, говорится в письме.
С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Уголовно-исполнительный кодекс (Федеральный закон от 18.07.2019 №179-ФЗ) по вопросу расширения возможностей привлечения к труду и создания необходимых условий для организации труда лиц, осужденных к принудительным работам, а также осужденных, отбывающих лишение свободы в колониях-поселениях.
Назначение наказания в виде принудительных работ набирает обороты и количество осужденных, которым заменено наказание, растет с каждым кварталом.
На начальном этапе исправительные центры создавались за счет текущего финансирования и штатной численности ФСИН России, но ресурсы ведомства исчерпаны. Что касается помощи региональных властей в данном вопросе, то в настоящее время у них в связи с пандемией и необходимостью мобилизовать финансовые ресурсы на борьбу с экономическими последствиями, зачастую отсутствуют дополнительные ресурсы на ремонт и оборудование помещений. При этом сами помещения региональные власти в ряде регионов готовы предоставить.
По имеющимся данным в Российской Федерации заявлено чуть более 80 центров и участков в 71 субъекте. Исправительных центров не хватает.
Что касается реализации Федерального закона №179-ФЗ необходимо отметить, что регионы включаются в реализацию указанного закона. По итогам 2019 года в 22 территориальных органах ФСИН России имелись договоренности с предприятиям различных форм собственности о возможности создания на их базе 1144 рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселения. В 38 территориальных органах ФСИН России отсутствовала возможность организации на территории предприятий субъектов Российской Федерации участков колоний-поселений по различным причинам, таким как: организации не проявляют заинтересованности в организации данных участков на базе своих предприятий в связи с отсутствием вакансий; на базе предприятий отсутствуют условия для проживания и организации труда осужденных данной категории. Только в 18 территориальных органах ФСИН России трудоустроено 100% осужденных колонии – поселения на имеющихся производственных объектах.
В отношении сфер деятельности, которые могут осуществлять лица, которым назначено наказание в виде принудительных работ необходимо отметить, что, наряду с традиционными видами работ, на разных площадках обсуждалось расширенное применение принудительных работ, например, в сфере ЖКХ (Московская область). УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленобласти вышло с инициативой о привлечении осужденных к принудительным работам к очистке территории Арктической зоны Российской Федерации от загрязнения — отходов производства и потребления, а также организацией проживания осужденных в мобильных модульных конструкциях. Такие проекты и предложения нуждаются в поддержке.
Положительным примером является Новгородская область, в которой участок исправительного центра зарегистрирован при колонии, а трудятся осужденные на базе частного гражданского предприятия ОАО «Великоновгородский мясной двор», которое создало возможность проживания осужденных, профессионального обучения и получения ими достойной заработной платы. Осужденные трудятся в сфере производства продуктов питания. В настоящее время на работах занято 51 человек, 34 из которых новгородцы. Проводятся работы по созданию второго участка, где будут задействованы еще 25 человек, а при постройке еще одного общежития количество осужденных, занятых на этом предприятии будет достигать 200 человек. Указанный опыт необходимо распространить и в других субъектах Российской Федерации.
На сегодняшний день в ряде регионов применяется труд осужденных и в сфере сортировки мусора. Возможно, дальше расширять указанное направление через организацию расчистки полигонов и работе осужденных на сортировочных станциях. Работа в указанном направлении движется очень медленно в связи с постоянной сменой руководства в Российском экологическом операторе, а также в связи с отсутствием его взаимодействия с региональными операторами и возможности координировать их деятельность.
Что касается в целом взаимодействия органов власти субъектов и ФСИН России — в регионах такая коммуникация не достаточно налажена, зачастую, именно со стороны органов власти субъектов, что влияет и на создание исправительных центров.
Одновременно с этим, принудительные работы могут использоваться более широко, чем в настоящее время. Заявлений на такие работы значительно больше, чем возможности исправительных центров. При этом лица, которым назначены такие работы, могут заменить трудовых мигрантов, которые прибывают в Российскую Федерацию по квотам. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, озвученных на расширенном совещании Коллегии ФСИН России 24 сентября 2020 года, из 7 миллионов мигрантов, находящихся в России, 4 миллиона человек это трудовые мигранты. Согласно Постановлению Правительства от 30 сентября 2019 года № 1271 в 2020 году допустимая доля мигрантов в сфере сельского хозяйства может достигать 50%, а в строительстве 80%. Исключения составляют Республика Бурятия, город Москва, Амурская область и Республика Дагестан. Полагаем, что при наличии достаточного количества неохваченных трудовых ресурсов в системе исполнения наказаний необходимо рассмотреть вопрос об установлении квоты на привлечение мигрантов, исходя из количества лиц, которым назначены принудительные работы, а также исходя из правила, что необходимо обеспечить всех указанных лиц в регионе трудовой функцией. Преимущества привлечения к части работ, выполняемых трудовыми мигрантами, граждан, которым назначены принудительные работы, очевидны. Уменьшается количество проблемных мигрантов, которые нарушают закон, а, как следствие, уменьшается количество проблем, связанных с выдворением их за пределы Российской Федерации. Кроме того, заработная плата лиц, которым назначены принудительные работы будет в ряде случаев ниже, чем у трудовых мигрантов. Указанные предложения актуальны и для системы исполнения наказаний, так как способствуют социализации осужденного и позволяют погашать исковые требования и расходы на содержание (в настоящее время покрытые расходов на содержание и погашение исковых требований находится на низком уровне).
Гуманизации уголовного законодательства невозможно достичь в полной мере без создания условий для исполнения наказаний, в том числе и в виде принудительных работ. Такие последовательные шаги необходимо предпринять как со стороны органов власти субъектов Российской Федерации, так и путем вовлечения бизнеса в деятельность ФСИН России с целью обеспечения трудовой адаптации, социализации и загрузки мощностей ФСИН России и ее трудовых ресурсов. Это касается и сферы принудительных работ.
Необходимы меры стимулирования для тех коммерческих предприятий, которые будут брать на работу лиц, которым назначены принудительные работы, а также лиц, отбывающих наказание (последнее возможно при размещении производства на территории учреждений ФСИН России). Положительный опыт взаимодействия бизнеса и ФСИН России есть в ряде регионов, но он держится исключительно на воле коммерсантов. Необходимо рассмотреть такие меры стимулирования как, например, льгота по уплате страховых взносов и налогов, а также возможность выступать для ФСИН России единственным поставщиком, если товары произведены при использовании труда осужденных. В качестве примера можно привести абсурдные случаи, когда сельскохозяйственное предприятие привлекает для выращивания овощей осужденных, но не может быть единственным поставщиком этих продуктов в систему ФСИН России.