Все новости

А. Майоров: Мы ведем мониторинг реализации закона об отходах производства и потребления, включая формирование комплексной системы обращения с ТКО

Нужна организованная эффективная система раздельного сбора отходов и развитая отрасль по переработке отходов, считает сенатор.


Комитет СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию ведет постоянный мониторинг реализации норм Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в сфере формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включая создание инфраструктуры. Об этом проинформировал председатель Комитета СФ Алексей Майоров. Майоров
Алексей Петрович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия
Майоров Алексей Петрович

Смотрите также

Сенатор пояснил, что законом установлены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды, использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот и так далее. На вовлечение отходов в хозяйственный оборот направлена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 г.

«Вместе с тем в России еще только предстоит создать эффективную систему, позволяющую минимизировать количество захораниваемых отходов при условии максимального обеспечения ресурсосбережения, повторного вовлечения в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов и превращения отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии», — подчеркнул Алексей Майоров.


России еще только предстоит создать эффективную систему, позволяющую минимизировать количество захораниваемых отходов

«Одна из причин низкого уровня вовлечения отходов в хозяйственный оборот — отсутствие организованной эффективной системы раздельного сбора отходов и развитой отрасли по переработке отходов, а также законодательного регулирования сферы обращения с вторичными ресурсами. В этой связи представляется необходимым формирование самостоятельного законодательства Российской Федерации о вторичных ресурсах».

По словам главы Комитета СФ, в части совершенствования регулирования обращения с ТКО введены нормы, направленные на обеспечение деятельности российского экологического оператора — публично-правовой компании (ППК «РЭО»), созданной в целях формирования комплексной системы обращения с ТКО и управления ею.

По запросу Комитета СФ компания представила информацию, что в настоящее время ею осуществляется разработка порядков финансирования инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры по обращению с ТКО. Предварительно ППК «РЭО» было отобрано 58 проектов, из них 13 — приоритетных с высокой степенью готовности для начала реализации. Общая сумма планируемых инвестиций по данным проектам составляет 10 374 млн руб.

Вместе с тем, компанией выявлены системные проблемы, сдерживающие активный инвестиционный процесс в отрасли обращения с отходами, в том числе такие, как несбалансированная политика тарифного регулирования; ограниченная норма прибыли в структуре тарифа региональных операторов; низкая собираемость платежей за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО, отсутствие механизмов и гарантий компенсации инвесторам затрат на реализацию инвестиционных проектов с целью сокращения сроков их окупаемости. «Вышеперечисленные проблемы приводят к длительному сроку окупаемости инвестиционных проектов по обработке, утилизации и размещению ТКО, а также снижают уровень инвестиционной привлекательности отрасли обращения с ТКО в целом», — подчеркнул Алексей Майоров.

Как указал законодатель, ППК «РЭО» и Министерство природных ресурсов и экологии РФ разрабатывают проекты постановлений Правительства РФ, которыми предусматриваются безвозмездные меры поддержки отрасли, такие как компенсация части затрат, понесенных инвестором в связи с подготовкой и реализацией инвестиционного проекта, компенсация части ставки процента по кредиту, выданному кредитной организацией инвестору для реализации инвестиционного проекта, а также компенсация выпадающих доходов лизингодателя, возникших вследствие предоставления скидки лизингополучателю по оплате лизингового платежа по договорам лизинга.

В связи с этим Алексей Майоров сообщил, что после обращения Комитета СФ в Министерство природных ресурсов и экологии России получена следующая информация. Так, Паспорт федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» включает в себя дополнительный показатель «Доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов», содержащий требования к доле импортного и отечественного мусороперерабатывающего оборудования. По итогам рассмотрения инвестиционных проектов, поступивших в адрес ППК «РЭО», установлено, что уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ не обеспечивается достижение данного показателя в связи с включением в территориальные схемы обращения с отходами объектов обращения с ТКО с более высокой долей импортного оборудования, чем установлено паспортом федерального проекта.

Сенатор сообщил, что, проведя анализ поступивших в Комитет СФ материалов, принято решение направить дополнительные запросы в Министерство промышленности и торговли РФ о мерах по увеличению производства и внедрения отечественного оборудования и компании «РЭО» в части информации об отобранных для финансирования инвестиционных проектах и обеспеченности регионов объектами обращения с ТКО.