Все новости

Комитет СФ по экономической политике не поддержал законопроект о внесудебном порядке признания гражданина банкротом

По мнению сенаторов, предлагаемые изменения влекут высокий риск злоупотребления должниками своими правами.


Комитет Совета Федерации по экономической политике не подержал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина».

Такое решение принято на заседании, которое провел председатель Комитета СФ Андрей Кутепов. Кутепов
Андрей Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
Кутепов Андрей Викторович

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Иван Абрамов
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Эдуард Исаков
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Алексей Русских
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Андрей Кутепов
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике
Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

1 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

2 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

3 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

4 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

5 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

6 из 26

Иван Абрамов

7 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

8 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

9 из 26

Эдуард Исаков

10 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

11 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

12 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

13 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

14 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

15 из 26

Алексей Русских

16 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

17 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

18 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

19 из 26

Андрей Кутепов

20 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

21 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

22 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

23 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

24 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

25 из 26

Расширенное заседание Комитета СФ по экономической политике

26 из 26

В обсуждении принял участие заместитель Министра экономического развития РФ Илья Торосов.

Как сообщил член Комитета СФ Иван Абрамов, Абрамов
Иван Николаевич
представитель от исполнительного органа государственной власти Амурской области
Абрамов Иван Николаевич
законопроектом предлагается ввести новый для российского законодательства внесудебный порядок признания гражданина банкротом. Сопровождение внесудебного порядка банкротства гражданина предлагается возложить на арбитражного управляющего, который будет обязан проверить соответствие гражданина предъявляемым законом требованиям и удостоверить данный факт. Последствия введения внесудебного порядка сопоставимы с последствиями введения реструктуризации долгов, в частности прекращением начисления неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина. В течение года кредиторы и уполномоченные органы имеют право подать заявление о признании должника банкротом в суд в общем порядке.

Смотрите также

Сенатор отметил, что важным аспектом, предусмотренным проектом федерального закона, также является бесплатное сопровождение данного порядка для гражданина. Вознаграждение арбитражному управляющему, а также возмещение его расходов на публикацию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве будет выплачиваться из фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на основе взносов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Комитет СФ отмечает, что предлагаемые нормы не предусматривают какой‑либо возможности для кредиторов контролировать соответствие должника требованиям для внесудебного банкротства, как на момент его введения, так и в течение всего срока его действия. Соответственно, в отличие от судебной процедуры банкротства, в рамках которой возможно получение сведений об имуществе, сделках должника и его финансовом состоянии через финансового управляющего, при внесудебном банкротстве кредиторы будут лишены возможности любого контроля над правомерностью действий должника, как в предбанкротный период, так и во время него. Таким образом, заявленная разработчиками цель — снижение нагрузки на суды — может иметь обратный эффект.

Предлагаемый законопроектом перечень обстоятельств, подлежащих установлению арбитражным управляющим при принятии решения об удостоверении требований должника, является формальным

Законопроект предусматривает публикацию сведений только о самом факте возбуждения внесудебного банкротства. Раскрытие какой‑либо информации о заявленных должником кредиторах и о суммах задолженности не предусмотрено, отмечается в заключении Комитета СФ.

Предлагаемый законопроектом перечень обстоятельств, подлежащих установлению арбитражным управляющим при принятии решения об удостоверении требований должника, является формальным, т. е. при их соблюдении арбитражный управляющий будет вправе ввести процедуру внесудебного банкротства даже в том случае, если из имеющихся у него документов будет прямо следовать, что банкротство является преднамеренным, либо должником совершались сделки с целью вывода имущества, либо имеются иные признаки нарушения прав кредиторов. При этом какой‑либо регламентации действий арбитражного управляющего в случае установления данных фактов и права арбитражного управляющего отказать во введении процедуры внесудебного банкротства законопроект не содержит.

В соответствии с законопроектом, удостоверение факта соответствия должника требованиям для процедуры внесудебного банкротства осуществляется по документам только на дату введения процедуры, дальнейший контроль не осуществляется, а обязанность информировать о произошедших изменениях возлагается на должника. В совокупности с крайне низкой суммой вознаграждения управляющего, а также отсутствием контроля над финансовым состоянием должника со стороны кредиторов данное обстоятельство влечет за собой риск несоблюдения установленных требований (получение должником имущества, увеличение уровня доходов и т. д.). Единственной мотивацией для управляющих будет являться удостоверение факта соблюдения должником требований для внесудебного банкротства, т. к. вознаграждение будет причитаться им только в указанном случае.

Предлагаемые изменения влекут высокий риск злоупотребления должниками своими правами

Наступление предусмотренных проектом последствий введения процедуры внесудебного банкротства может быть использовано недобросовестными должниками для затягивания иных судебных споров, а также являться препятствием для судебной защиты контрагентов должника, отмечается в заключении.

По мнению Комитета СФ, предлагаемые изменения влекут высокий риск злоупотребления должниками своими правами. Законопроект в представленной редакции нарушает баланс интересов кредиторов и заемщиков, способствует недобросовестному поведению заемщиков, направленному на невозврат долгов, сокрытию заемщиками имущества и доходов, провоцирует граждан на получение займов и кредитов без цели их возврата.