Участники заседания обсудили законопроект о сокращении числа ГУПов и МУПов.
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов
Кутепов
Андрей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
провел «круглый стол» на тему «Совершенствование законодательства в сфере
деятельности унитарных предприятий».
«Сегодня мы обсуждаем вопрос влияния норм законопроекта о сокращении ГУПов и МУПов на право субъектов
Российской Федерации самостоятельно решать вопросы местного значения, в частности, путем создания унитарных предприятий», — сказал Андрей Кутепов.
Сенатор сообщил, что в Совет Федерации
поступают обращения о том, что введение обязательного согласования антимонопольным
органом создания унитарного предприятия будет нарушать принцип
самостоятельности регионов. Комитету СФ
дано поручение от Председателя СФ Валентины
Матвиенко
Матвиенко
Валентина Ивановнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
проработать проблему, чтобы не допустить ограничение прав
и полномочий субъектов Российской Федерации.
«В рамках данного поручения членами
Совета Федерации были разработаны поправки, которые предлагают создать баланс
между решением публично-правовых и социально значимых задач субъектов и развитием конкуренции. При этом учтено положение Указа Президента об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках».
Андрей Кутепов отметил, что в рамках работы по организации и проведению «круглого стола» регионы дали информацию о существенном сокращении унитарных предприятий. «Из этого можно сделать вывод, что регионы самостоятельно уже определяют количество необходимых им предприятий и вмешательство антимонопольной службы здесь излишне», — сказал сенатор.
Участники мероприятия обсудили правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», принятый Государственной Думой в первом чтении.
Законопроект предусматривает введение запрета на создание и осуществление деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий (УП) за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства. Запрет не вводится, если УП создаются Минобороны России и ФСБ России и только для целей обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляют деятельность в сферах естественных монополий или государственного оборонного заказа. Кроме того, законопроектом предусматривается обязательная ликвидация созданных ранее государственных и муниципальных УП, осуществляющих деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, за исключением перечисленных случаев.
Участники «круглого стола» отметили, что действующим законодательством на субъекты РФ и муниципальные образования возложено исполнение ряда полномочий, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения, защитой прав граждан на благоприятную окружающую среду, осуществлением контрольно-надзорных полномочий, что связано с проведением исследований и экспертиз, а также с исполнением переданных государственных полномочий (например, в области лесных отношений).
По мнению выступающих, при реализации норм законопроекта существуют высокие риски дестабилизации в части обеспечения выполнения социальных обязательств, с которыми могут столкнуться субъекты РФ и муниципальные образования при ликвидации или реорганизации унитарных предприятий, не являющихся субъектами естественной монополии и не отвечающих за обеспечение безопасности и обороны страны, но имеющих высокую социальную значимость, а также риски затруднения или невозможности исполнения субъектами РФ и муниципальными образованиями новых или передаваемых им государственных полномочий.
На заседании отмечено, что законопроектом не учитываются последствия, связанные с необходимостью обеспечения исполнения полномочий путем государственного или муниципального заказа, что повлечет за собой удорожание услуг, рост расходов соответствующих бюджетов, возможное сокращение налоговой базы, увеличение временных рамок, обусловленных сроками проведения аукционных и конкурсных процедур, социальные последствия в случае неисполнения полномочий ввиду отказа исполнителя от выполнения контракта, невозможность непосредственного влияния на исполнителя в случае не соответствующего требованиям заказчика и действующего законодательства уровня оказания услуг. Неясным представляется вопрос о судьбе работников реорганизуемых или ликвидируемых по распоряжению антимонопольного органа государственных и муниципальных унитарных предприятий, что неизбежно послужит новым фактором социальной напряженности. Кроме того, разработчиками законопроекта недостаточным образом проработан вопрос об объеме расходов бюджетов различных уровней, которые потребуются для реорганизации унитарных предприятий. Затраты на реализацию таких мероприятий представляются высокими, т. к. они обусловлены необходимостью оформления закрепленного за указанными предприятиями государственного и муниципального имущества в частную собственность.
При разработке поправок к законопроекту сенаторы исходили из того, что антимонопольной службе необходимо определить конкурентные рынки, на которых деятельность унитарных предприятий мешает развитию конкуренции, а не вводить тотальный (за редким исключением) их запрет.
Согласно поправкам перечень товарных рынков с развитой конкуренцией, на которых унитарным предприятиям запрещается осуществлять деятельность, приносящую им доход, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Участники «круглого стола» рекомендовали Государственной Думе принять поправки членов СФ и считать их консолидированной позицией Совета Федерации.
В заседании приняли участие члены СФ, полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин, заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, временно исполняющий обязанности Руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Илья Петров, представители Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы, региональных органов государственной власти.