Документ разработан в Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
Закон о региональных уполномоченных по правам
человека усилит гарантии их независимости, заявил один из авторов документа,
председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей
Клишас.
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Накануне законопроект был принят
Государственной Думой в первом чтении. Среди его авторов — члены СФ Людмила Бокова,
Бокова
Людмила Николаевнапредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области
Елена Афанасьева,
Афанасьева
Елена Владимировнапредставитель от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области
Эдуард
Исаков,
Исаков
Эдуард Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Владимир Полетаев,
Полетаев
Владимир Владимировичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай
Ахмат
Салпагаров,
Салпагаров
Ахмат Анзоровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики
а также Валентина
Петренко в период исполнения ею полномочий члена СФ.
Андрей
Клишас
подчеркнул, что документ был разработан в Комитете СФ по конституционному
законодательству и государственному строительству совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной
Москальковой. «Основной
запрос на разработку и внесение такого законопроекта и его основные положения
исходили от уполномоченных по правам человека. На протяжении последних трех лет
авторы законопроекта находятся в постоянном тесном взаимодействии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой, с региональными уполномоченными. Были
проведены с участием федерального и региональных уполномоченных ряд заседаний
рабочей группы по подготовке законопроекта, а также парламентские слушания на данную тему. Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Совета
уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских
уполномоченных, а также Координационных советов в федеральных округах.
Поступило более 400 предложений и замечаний по тексту законопроекта, которые
были учтены при работе над этим документом», — сообщил сенатор.
Основной запрос на разработку и внесение законопроекта и его основные положения исходили от уполномоченных по правам человека
Андрей Клишас сообщил, что законопроектом устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляются общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества. В законопроект включены положения, восполняющие обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливающие гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, сказал он.
«В настоящее время основные положения, регламентирующие деятельность региональных уполномоченных, содержатся в статье 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», введённой по инициативе Президента РФ в 2015 году. Закрепление на федеральном уровне основ правового статуса региональных уполномоченных повысило эффективность их работы и способствовало распространению этого института и принятию региональных законов во всех 85 субъектах Российской Федерации», — подчеркнул парламентарий.
Вместе с тем, отметил он, различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей разных регионов в неравные условия получения от них полноценной помощи в защите и восстановлении нарушенных прав. «Кроме того, проблема заключается в недостаточности имеющихся у уполномоченных в субъектах Российской Федерации юридических и организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах», — указал законодатель.
«В этой связи только небольшая часть жалоб, поступающих к региональным уполномоченным, решается с положительным результатом. Вследствие этого к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации поступает большое количество корреспонденции от региональных уполномоченных, в значительной части которых содержится просьба использовать потенциал именно федерального омбудсмена для защиты интересов конкретных граждан ввиду отсутствия необходимого ресурса у уполномоченных на региональном уровне», — сказал Андрей Клишас.
Парламентарий отметил наиболее важные положения законопроекта. В частности, установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. То есть каждое федеральное ведомство должно четко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию РФ.
Законопроект четко разграничивает формы обращения к региональному уполномоченному и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении четко обозначены.
Устанавливаются гарантии деятельности регионального уполномоченного по правам человека, в том числе в части обязанности должных лиц предоставлять запрашиваемую информацию, закрепляется право уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.