Оспариваемые положения Федерального закона не противоречат Конституции Российской Федерации, полагает сенатор.
Председатель Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству и государственному строительству,
полномочный представитель СФ в Конституционном Суде Андрей Клишас
Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
представил позицию палаты при рассмотрении в КС РФ жалоба
гражданина В.А. Тетерина на нарушение его конституционных прав положениями
пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Оспариваемые положения закрепляют требования к организатору публичного мероприятия обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел. В уведомлении о его проведении обязательно указывать формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи.
По мнению Андрея Клишаса, предъявление к инициаторам проведения митингов особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания, и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан — как принимающих участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения, — чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка.
«Требования к содержанию уведомления о проведении публичного мероприятия позволяет соотнести возможности реализации права на публичное мероприятие с иными правами, в частности, права на свободное передвижение», — пояснил Андрей Клишас.
В рассматриваемом деле администрация г. Иркутска оставила уведомление заявителя о проведении публичного мероприятия без его рассмотрения по существу. По её мнению, обеспечение участников информацией о номере вызова полиции и скорой помощи (мобильная связь) нельзя рассматривать как метод и форму обеспечения общественного порядка. Такая форма ответа действующим законодательством не предусмотрена. В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие и рассмотрение уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», утвержденным постановлением администрации г. Иркутска, одним из возможных результатов предоставления этой муниципальной услуги является подготовка письма с предложением об устранении несоответствия указанных заявителем в уведомлении целей, форм и иных условий проведения мероприятия требованиям Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае установления указанного несоответствия.
Как следует из решения Кировского районного суда г. Иркутска от 4 октября 2018 года оспариваемый ответ не является отказом в проведении публичного мероприятия, не препятствует административному истцу в его проведении, что не нарушает его праву на свободу собраний.
«Правоприменительные решения администрации г. Иркутска по рассматриваемым в рамках дела уведомлениям заявителя не в полной мере учитывают требования законодательства, — отметил Андрей Клишас. — Вместе с этим сами по себе оспариваемые положения Федерального закона не противоречат Конституции РФ, поскольку позволяют довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи с тем, чтобы они смогли организовать взаимодействие органов охраны общественного порядка с организаторами публичного мероприятия при его проведении. Положения Федерального закона о митингах направлены на реализацию конституционного права граждан на мирное проведение публичных мероприятий в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, а также соблюдение прав и свобод как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих».