Все новости

А. Клишас: Российский законодатель исходит из необходимости следования национальным интересам при соблюдении норм международного права

Сенатор принял участие в Международной конференции «Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности».


Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас Клишас
Андрей Александрович
представитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края
Клишас Андрей Александрович
принял участие в работе Международной конференции «Конституционная идентичность и универсальные ценности: искусство соразмерности».

Мероприятие организовано Конституционным судом РФ в рамках IX Петербургского Международного юридического форума. В нем приняли участие более 120 руководителей и судей конституционных судов и эквивалентных органов из более чем 40 стран всех континентов, представители наднациональных органов по защите прав человека и межгосударственных организаций.

Смотрите также

Сенатор, который является представителем СФ в Конституционном суде, отметил по итогам конференции, что вопросы, связанные с установлением и сохранением конституционной идентичности государства, определением её границ, не теряют своей актуальности.

Парламентарий напомнил, что в российской юриспруденции конституционная идентичность в качестве судебной доктрины была впервые сформулирована Конституционным Судом РФ в 2015 году.

Андрей Клишас отметил, что в отечественной юриспруденции пока отсутствуют фундаментальные теоретические наработки по определению данного термина, однако его смысловая нагрузка представляется более или менее ясной.

«Так, конституционная идентичность представляет собой совокупность элементов — конституционных норм, принципов, а также смысла, который им придается органом конституционного правосудия в результате его интерпретационной деятельности, — которые позволяют определить специфику внутреннего национального правопорядка отдельного государства на определённом историческом этапе его развития. Концепт конституционной идентичности можно также рассматривать как политическую доктрину, выражающуюся в необходимости отстаивания национальных интересов в условиях универсализации и глобализации», — считает он.

Государство, признавая юрисдикцию международных органов, может оставлять за собой право создания механизма верификации принимаемых наднациональными органами решений

«Значение понятия конституционной идентичности государства заключается в том, что представляя собой наиболее общие требования, ограничивающие произвольность содержания и применения любых иных правовых положений, в том числе положений международных договоров, оно тем самым устанавливает каркас всего национального нормативного правового регулирования в целом», — подчеркнул парламентарий.

При этом, государство, признавая юрисдикцию международных органов, может оставлять за собой право создания механизма верификации принимаемых наднациональными органами решений, необходимого для обеспечения соответствия таких решений конституционной идентичности государства и общественному политическому консенсусу, сказал Андрей Клишас.

Сенатор указал, что предлагаемые международными органами изменения национальных правовых систем, в частности – Европейским Судом по правам человека, которые не учитывают национальную конституционную идентичность государства, не могут применяться императивно. «В случаях, в которых необходимо решить вопрос о превалировании одной конституционной ценности над другой, в том числе при определении допустимости ограничения одного права или свободы для более полной реализации другого, наднациональные органы не могут формировать универсальные правила. Установление баланса конституционных ценностей относится к компетенции национальных органов».

«Запрос на защиту национальных культурных, нравственных, духовных ценностей общества и предотвращение разрушения национальной конституционной идентичности является объективно существующим и востребованным не только в России, но и в государствах Западной и Восточной Европы, Южной Америки (Аргентина), Азии (Индия), о чём свидетельствуют конституционные реформы, проводимые в отдельных государствах, а также решения органов конституционного правосудия по всему миру, в которых развивается концепция конституционной идентичности», — сказал Андрей Клишас.

По его словам, наиболее показательной при этом является практика европейских органов конституционной юстиции, сформированная ими в ходе процессов интеграции государств в рамках ЕС. «Анализируя данную практику, представляется важным обратить внимание на то обстоятельство, что не в последнюю очередь суды увязывают концепт конституционной идентичности с понятием государственного суверенитета и национальными ценностями», — сказал парламентарий.

«С учётом данной практики, можно сделать вывод, что сохранение правопорядками присущих им особенностей историко-правового развития и характерных черт, составляющих конституционную идентичность, приобретает особое значение. Это не исключает необходимости формирования модели сбалансированного взаимовлияния национального и наднационального права. Российский законодатель при этом исходит из необходимости следования национальным интересам в условиях соблюдения норм международного права», — заключил он.