Сенатор стал одним из спикеров на совещании под председательством полпреда Президента в ДФО Юрия Трутнева.
Представитель Магаданской области в Совете Федерации Анатолий Широков
Широков
Анатолий Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области
принял
участие в первом заседании депутатско-сенаторской группы по вопросам развития
Дальнего Востока и Арктики, которое провел заместитель Председателя
Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. На совещании обсудили поддержку
предпринимательского сообщества и улучшение инвестиционного климата, а также
развитие социальной сферы арктических и дальневосточных субъектов.
В своем докладе Анатолий Широков, который возглавляет Совет по Дальнему Востоку и Байкальскому региону при Совете Федерации, отметил наличие заметных противоречий в развитии макрорегиона. «С одной стороны, невозможно не видеть, что в течение последних лет этот макрорегион, в соответствии с поручениями Президента России, получил серьезные дополнительные стимулы для своего развития. Здесь созданы и действуют новые инструменты развития — правовые режимы территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, электронные визы, „дальневосточный гектар“ и т. д. Это дало свой экономический эффект. Растут инвестиции (и активно растут инвестиции зарубежные) в макрорегион, растет количество туристов, более 67 тыс. россиян получили свой гектар на Дальнем Востоке, на средства единой субсидии создаются объекты социальной инфраструктуры…
С другой стороны, заселенность макрорегиона уменьшается, отток населения продолжается. А это ключевой показатель эффективности проводимой здесь политики. Кто‑то из мудрых сказал, что прогресс — это не время, это направление. Поэтому вполне возможно предположить, что сегодня необходимы корректировочные меры в реализации основных направлений развития ДВ».
Как считает сенатор, одно из противоречий касается малого и среднего предпринимательства. На Дальнем Востоке и в Арктике предприятия МСП обязаны компенсировать своим работникам и членам их семей проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. В этом смысле частный предприниматель выполняет государственные обязанности. По мнению Анатолия Широкова, странным является то, что при провозглашенном законодательством равенстве участников рынка, предприниматель с Чукотки обязан делать то, что не обязан делать предприниматель из Липецка. А наравне со сложными логистическими схемами, сравнительно с ЦРС высокой себестоимостью продукции, повышенными ставками зарплаты работников и т. д., эта обязанность существенно подрывает конкурентоспособность дальневосточного МСП.
«При этом, если государство предписывает авиакомпаниям выполнять „невыгодные“ рейсы на Дальний Восток, вмешиваясь в их коммерческую деятельность, то государство же и субсидирует эти полеты. А в случае с МСП, дополнительные расходы предпринимателей, продиктованные государством, остаются делом самих предпринимателей.
Не в первый раз звучит этот вопрос. По моим сведениям, в поручениях Президента правительству РФ по итогам Госсовета еще 7 апреля 2015 г. содержался пункт о внесении изменений в законодательство, направленных на уменьшение сумм выплат этих компенсаций за счет средств работодателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Однако, к сожалению, необходимые решения не приняты».
Другой парадокс в развитии ДВ Анатолий Широков назвал «противоречием доступности», которое касается такого негативного фактора жизни в макрорегионе, как транспортная оторванность от ЦРС. С одной стороны, здесь реализуется программа субсидирования авиаперелетов, границы действия которой в 2019 году были расширены. С другой стороны, субсидированные билеты заканчиваются спустя 3 дня после начала продаж и не покрывают реальных потребностей. Например, в Магаданской области в январе эти билеты сумели приобрести только 11 % тех, кто имеет на это право.
«Аэрофлот, ставший сегодня фактически монополистом на московском направлении, входит в перечень организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2017 г. № 1346). При этом попытки решить с Аэрофлотом вопросы пассажирских перевозок в летний период, когда они наиболее востребованы, часто не просто сложно — невозможно! Ответ руководства компании, с 51 процентом акций государства, всегда прост: „Затраты велики. Миноритарии против“. В результате сегодня есть сложности с обеспечением перевозок у четырех субъектов ДВ, у которых авиация — единственный способ перевозки пассажиров на материк. Трудно в такой ситуации рассчитывать на „дальневосточный патриотизм“, — отметил парламентарий. «Надеюсь, что мы вместе до конца разберемся со способами формирования и распределения субсидий на авиаперелеты, а также с вопросом организации авиаперевозок».
Еще одно противоречие, по словам Анатолия Широкова, связано со стоимостью жизни на ДВ и доходами населения. Известно, то стоимость жизни в ДФО выше, чем в ЦРС. Традиционно это объективное обстоятельство, связанное с отдаленностью, увеличением стоимости доставляемых продуктов и большей себестоимостью производимых на месте и т. д., компенсировалась увеличенным размером заработной платы. Но сегодня, рассказал сенатор, при фактически опережающем росте издержек стоимости жизни на ДВ наблюдается заметное отставание в темпах прироста доходов людей, включающих районный коэффициенты и надбавки. Это обстоятельство также активно выталкивает дальневосточников в западном направлении, убежден парламентарий.
«В Совете по Дальнему Востоку и Байкальскому региону мы подвергли эту проблему пристальному рассмотрению. Соответствующее законодательство безнадежно устарело. Но к этой проблеме, особенно в свете введения в действие Стратегии пространственного развития, необходимо вернуться. Нужен актуальный перечень северных и приравненных к ним территорий. И, соответственно, четкий классификатор „северных“ льгот и преференций. В настоящее время мы налаживаем взаимодействие с Минэкономразвития по совместной работе над этими проблемами».
Как полагает Анатолий Широков, есть противоречия и в нововведениях, которые в последнее время внедрены на Дальнем Востоке. Именно здесь впервые в России стал реализовываться такой механизм как Территория опережающего развития. На сегодня их 18, запланированы еще 2 в Байкальском регионе.
В целом ТОРы демонстрируют привлечение инвестиций, сообщил сенатор. Но их создание и развитие пока не до конца служит решению важнейшей дальневосточной проблемы – созданию комфортных условий для жизни населения и закреплению, таким образом, населения в регионе. Строго говоря, не только в подпрограмме развития ТОР, но и в самой госпрограмме развития Дальнего Востока комплексное развитие территорий как критерий эффективности деятельности просматривается крайне слабо.
«Как отметил на Совете по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона аудитор счетной палаты Юрий Витальевич Росляк, «фактически, вначале принимается решение о создании территории, а потом решается комплекс задач по планированию, организации, дальнейшего развития этой территории. Обоснование расходов и применения мер госрегулирования при создании ТОР, по нашей оценке, носят пока формальный характер». Вот пример: в ТОР «Большой камень» в Приморье лишь 42 % работников – местные жители. В то же время, предварительное включение в проект этой ТОР образовательного кластера для переподготовки местного населения под нужды формирующегося производства могло бы существенно увеличить этот процент. А значит, укрепить территорию».
По мнению Анатолия Широкова, доработки требует и программа «дальневосточного гектара», которая во многом стала интересной для дальневосточников. Среди тех, кто вступил в эту программу, подавляющее большинство именно жители дальневосточных регионов. Между тем, сегодня становится все более очевидно, что развитие программы ДВ-гектара замедлилось. Вполне логичным ее развитием стало бы дальнейшее углубление, например, увеличить площадь выделяемого участка, о чем говорят практически все дальневосточные регионы. Это могло бы способствовать увеличению товарного выхода с этих участков.
«В целом же, и пример ТОР, и пример ДВ-гектара позволяет вновь вернуться к мысли, что нужна корректировка основных узловых направлений дальневосточной политики. Мы, сенаторы, представляем конкретные территории и прекрасно понимаем, что фокусировка нашей деятельности только на парламентском контроле недостаточно продуктивна. И мы хотели бы более активного участия в этой большой работе. Важно, что налажен продуктивный контакт с Минвостокразвития России. Мы попросили о возможности периодических встреч. В сегодняшнем ли формате, в формате ли компактной неформальной рабочей группы. Но эти встречи нужны, чтобы в непосредственном общении что называется «сверять часы», проводить обсуждение направлений совместной работы» — прокомментировал Анатолий Широков итоги совещания.