Все новости

Г. Карелова: Нужно заинтересовать частных инвесторов в реализации инфраструктурных проектов для развития конкурентной среды в ЖКХ

В Совете Федерации рассмотрели проблемы в деятельности унитарных предприятий и предложения по поиску оптимального баланса между государственным и частным участием в этой сфере.


Заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова Карелова
Галина Николаевна
представитель от исполнительного органа государственной власти Воронежской области
Карелова Галина Николаевна
провела заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законодательные новации и правоприменительная практика».

Открывая заседание, вице-спикер СФ отметила, что впервые за время работы Совета рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью унитарных предприятий в сфере ЖКХ. «Мы хотим обсудить с экспертами – и представителями регионов проблемы в деятельности унитарных предприятий и предложения по поиску оптимального баланса между государственным и частным участием в этой сфере».

Смотрите также

Как подчеркнула Галина Карелова, унитарные предприятия в муниципалитетах играют важную социальную роль, оказывая услуги жилищно-коммунального характера населению, особенно активно действуя на уровне поселений и малых городов.

Реформа деятельности унитарных предприятий в условиях современных экономических вызовов необходима

В то же время, вице-спикер СФ считает, что нельзя отрицать, что реформа деятельности унитарных предприятий в условиях современных экономических вызовов необходима. По мнению экспертов Федеральной антимонопольной службы, участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечёт их монополизацию.

«Казалось бы решение очевидно – необходимо преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, перевод их в другие организационно-правовые формы. Такие примеры есть. Однако в целом по стране частные субъекты хозяйственной деятельности, как и инвесторы, неохотно идут в сферу ЖКХ», — сказала Галина Карелова.

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Олег Мельниченко
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Аркадий Чернецкий
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Вадим Харлов и Владимир Городецкий
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Владимир Кравченко
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

1 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

2 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

3 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

4 из 17

Олег Мельниченко

5 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

6 из 17

Аркадий Чернецкий

7 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

8 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

9 из 17

Вадим Харлов и Владимир Городецкий

10 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

11 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

12 из 17

Владимир Кравченко

13 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

14 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

15 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

16 из 17

Заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса

17 из 17

Одна из причин этого, по словам сенатора, высокая степень задолженности ресурсоснабжающих компаний. Сейчас она превышает один триллион рублей. «Очевидно, что перевод унитарных предприятий в казённые также не может коренным образом изменить ситуацию и привести к конкуренции в жилищно-коммунальном хозяйстве».

Сенатор считает, что принципиально не изменяет ситуацию к лучшему даже заключение концессионных соглашений в этой сфере, поскольку инвестиционные проекты требуют больших вложений из‑за высокой степени изношенности инженерной инфраструктуры. Конечно, есть положительные примеры концессионных соглашений: как правило, в тех территориях, где возможна реализация больших инвестиционных проектов. Но экономически не привлекательные объекты не выгодны инвесторам, добавила сенатор.

Галина Карелова уверена, что для выработки эффективных решений по реформированию деятельности унитарных предприятий в ЖКХ, прежде всего, необходим анализ основных барьеров, которые препятствуют привлечению в отрасль рыночных игроков. К числу барьеров эксперты относят низкое качество подготовки инвестиционных программ, недостаток компетентных сотрудников в местных органах власти, отсутствие программ обучения и повышения квалификации соответствующих специалистов.

Сенатор напомнила, что в первом чтении 11 декабря прошлого года Государственной Думой был принят законопроект, подготовленный Федеральной антимонопольной службой. Он предусматривает запрет на создание новых государственных и муниципальных предприятий, за исключением отдельных случаев, а также обязывает ликвидировать или реорганизовать такие существующие предприятия. Спикер СФ поручила проанализировать риски принятия этого закона.

«Совет Федерации считает, что такой подход нарушает принципы распределения полномочий. Это – попытка на федеральном уровне регулировать сферу деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления», — заявила Галина Карелова. В этой связи сенатор отметила, что многие регионы, а также Общественная палата Российской Федерации не поддержали идею упразднения унитарных предприятий.

Вице-спикер СФ отметила, что для некоторых субъектов РФ с неблагоприятными природно-климатическими условиями, малонаселенными сельскими территориями унитарные предприятия являются единственными исполнителями коммунальных услуг. Обеспечить на этих территориях условия для формирования конкурентного рынка практически невозможно.

Развитие ЖКХ должно находиться под особым контролем со стороны государства

В этой связи Галина Карелова считает допустимым закрепить в законодательстве критерии конкурентного рынка и особенности деятельности таких предприятий на определенных территориях. «Развитие такой социально значимой отрасли, как ЖКХ, должно находиться под особым контролем со стороны государства». Это связано также с тем, объяснила сенатор, что сфера имеет высокие риски техногенных аварий. На их снижение и недопущение направлена деятельность исполнительных органов государственной власти. В условиях повсеместной ликвидации муниципальных и государственных унитарных предприятий риск появления серьёзных сбоев и аварий возрастает, уверена парламентарий.

Галина Карелова подчеркнула, что одной из ключевых задач отрасли является повышение качества коммунальных услуг, поэтому проблемы здесь не решаются введением законодательных ограничений деятельности унитарных предприятий. «Необходима системная и комплексная государственная поддержка проектов модернизации коммунальной инфраструктуры, реализуемых унитарными предприятиями, в том числе в рамках концессионных соглашений. Нужны меры, которые позволят заинтересовать частных инвесторов в реализации инфраструктурных проектов и развить конкурентную среду в ЖКХ».

Вице-спикер СФ также полагает уместным повторить предложение о создании отдельного института развития, наделенного компетенцией по сопровождению разработки и реализации в регионах и муниципалитетах проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. «Решение этой задачи возможно в рамках действующего Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который приобрел большой практический опыт по предоставлению финансовой поддержки на программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда», — сказала она.

Галина Карелова обратила внимание на необходимость выработки конструктивных предложений, направленных на разрешение возникающих проблем в сфере деятельности унитарных предприятий.

В этой связи вице-спикер СФ полагает целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям право самостоятельно определять виды и количество унитарных предприятий, создаваемых на их территории. Кроме этого нужно закрепить в законодательстве условия применения в сферах коммунальной отрасли различных форм государственно-частного партнерства, в том числе для проведения строительства и реконструкции объектов ЖКХ.

По словам вице-спикер СФ, нельзя уходить от решения проблемы задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса. Представляется возможным рассмотреть предложение о разработке законопроекта по реструктуризации накопившейся задолженности, что позволит привлечь в эту сферу дополнительные инвестиции, пояснила она.

«Вопросы, которые мы обсуждаем сегодня, касаются качества и уровня жизни российских граждан. Поэтому все решения федеральной власти должны быть максимально взвешенными», — подчеркнула Галина Карелова.

Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин считает, что ГУПы и МУПы должны существовать, при этом регионам надо дать право выбора форм хозяйствования.

В ходе мероприятия были рассмотрены проблемы деятельности ГУПов и МУПов в области тепло- и водоснабжения, водоотведения, управления жилищным фондом и способы совершенствования законодательства об унитарных предприятиях в сфере ЖКХ.

В обсуждении приняли участие председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, Мельниченко
Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
Мельниченко Олег Владимирович
первый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, Чернецкий
Аркадий Михайлович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области
Чернецкий Аркадий Михайлович
члены Совета Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Сергей Пузыревский, представители Министерства финансов РФ, Общественной палаты РФ, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экспертного сообщества.