В Совете Федерации обсудили вопросы реализации государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Председатель Совета по вопросам развития
Дальнего Востока и Байкальского региона при СФ, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, полномочный представитель СФ в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики Анатолий Широков
Широков
Анатолий Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Магаданской области
провел «круглый стол»
по вопросам реализации государственной программы РФ «Социально-экономическое
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
По словам Анатолия Широкова, профильный
Комитет СФ уделяет особое внимание вопросам
социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального
округа.
Сенатор отметил, что за последние годы разработан широкий комплекс мер, направленных на решение задачи опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Образована специальная система институтов по управлению развитием этих регионов и привлечению в них инвестиционных ресурсов. Координирующие функции осуществляет Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.
По словам парламентария, принят ряд мер, направленных на финансовое
обеспечение решения задач ускоренного развития регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, предусматривающих как привлечение государственных
инвестиций, так и создание финансовых, инвестиционных и иных инструментов
развития макрорегиона. Одним из инструментов реализации мероприятий
комплексного развития Дальнего Востока и Байкальского региона является государственная
программа
РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего
Востока и Байкальского региона», ответственным
исполнителем по которой является Минвостокразвития России. В реализации госпрограммы задействовано также
14 федеральных органов исполнительной власти.
Отдельного внимания заслуживают вопросы финансирования мероприятий программы
Анатолий Широков подчеркнул, что уже можно говорить о некоторых положительных итогах реализации госпрограммы. Он озвучил ряд цифр, представленных Минвостокразвития России. Так, создано 18 территорий опережающего развития, в рамках которых реализуется 330 инвестиционных проектов с объемом частных инвестиций 2,3 трлн рублей и созданием почти 57 тысяч рабочих мест. На территории свободного порта Владивосток предусмотрена реализация более тысячи проектов с объемом частных инвестиций 582 млрд рублей и созданием 60 тыс. новых рабочих мест. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовая поддержка 14 инвестиционных проектов, которые позволят создать более 10 тысяч рабочих мест. «Осуществляемые на сегодняшний день мероприятия дают основания надеяться, что в дальнейшем все предпринятые меры окажут кумулятивный эффект на экономическое развитие макрорегиона», — уверен сенатор.
Анатолий Широков проинформировал, что при подготовке заседания были получены информационные материалы от субъектов, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, о существующих проблемах в реализации мероприятий госпрограммы. Например, Хабаровский край указал на отсутствие синхронизации предусмотренных госпрограммой целевых показателей социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа с показателями отраслевых государственных программ. «Этот вопрос для нас не новый, но будет не лишним напомнить Минвостокразвития России и другим федеральным органам исполнительной власти о необходимости продолжения работы по синхронизации положений указанных документов», — сказал он.
Отдельного внимания, отметил сенатор, заслуживают вопросы финансирования мероприятий программы. Забайкальский край, например, считает необходимым провести анализ полноты объема финансирования из федерального бюджета мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края на 2018–2025 гг.
В ходе заседания Анатолий Широков обратил внимание на группу предложений,
касающихся необходимости включения в госпрограмму отдельных мероприятий. В частности, Республика Саха (Якутия) представила целый перечень объектов
капитального строительства, которые, по мнению региона, следует включить в госпрограмму.
Амурская область сообщила, что после завершения действия федеральной
целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего
Востока и Байкальского
региона на период до 2013 года» осталось 12
объектов незавершенного строительства, достроить которые исключительно за счет
регионального бюджета крайне затруднительно. «Нужно проработать вопрос о включении этих объектов в действующую госпрограмму», — указал сенатор.
Требования отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, чрезмерно высоки
По его словам, Камчатский край отметил, что в настоящее время требования отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, чрезмерно высоки. Возможно, стоит подумать о снижении указанной суммы, чтобы дать возможность получать поддержку также другим, не менее важным, но имеющим меньший объем инвестиций проектам, считает законодатель.
При этом он сообщил, что Камчатский край указал на необходимость отслеживания динамики изменения бюджета края в связи с функционированием особых правовых режимов. «В этой связи предложено подумать о возможности введения отдельной формы статистической отчетности для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток».
Анатолий Широков обратил внимание на ряд замечаний и предложений, высказанных Счетной палатой РФ. В частности, было отмечено, что в госпрограмме отсутствуют задачи по обеспечению стабильного развития моногородов Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе за счет создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением (такие моногорода есть в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Бурятия и Хабаровском крае).
В госпрограмме отсутствуют задачи по обеспечению стабильного развития моногородов Дальнего Востока и Байкальского региона
Сенатор также напомнил, что в ноябре прошлого года Забайкальский край и Республика Бурятия были включены в состав Дальневосточного федерального округа. Таким образом, на указанные регионы будут распространены меры и инструменты поддержки, которые показали свою эффективность на Дальнем Востоке. «Впереди нас ждет большая работа. Республике Бурятия и Забайкальскому краю необходимо осуществить интеграцию в экономическое пространство Дальнего Востока, органам власти этих субъектов нужно подготовить соответствующие планы и представить предложения по внесению изменений в госпрограмму. Профильное Министерство, а также другие федеральные органы исполнительной власти, конечно, должны оказать содействие регионам в этой работе», — подчеркнул Анатолий Широков.
Заместитель Министра РФ по развитию
Дальнего Востока Марина Дедюшко подробно
рассказала об основных показателях реализации госпрограммы «Социально-экономическое
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». По ее словам, с 2018 года
одной из главных задач программы является развитие социальной инфраструктуры
центров экономического роста территории.
При поддержке государства идет создание необходимой для промышленных предприятий обеспечивающей инфраструктуры – дорожной, энергетической и коммунальной
Общим позитивным итогом реализации госпрограммы по Дальнему Востоку за последние годы стало определенное улучшение экономической ситуации. Так, на протяжении 2014–2017 годов индекс промышленного производства на Дальнем Востоке превышал среднероссийские значения. В 2017 г. индекс промышленного производства составил 102,2 проц. (по России – 101 проц.), индекс производства продукции сельского хозяйства – 108,8 проц. (102,4 проц.). Переломлен тренд падения объемов строительства на Дальнем Востоке – 109,2 проц. (по России – 98,6 проц.). Объем инвестиций в основной капитал вырос на 17,1 проц. (по России – на 4,4 проц.) и составил 1,2 трлн рублей.
При поддержке государства идет создание необходимой для промышленных предприятий обеспечивающей инфраструктуры – дорожной, энергетической и коммунальной. Вместе с тем, в решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в рамках реализации госпрограммы, включая развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, остается много проблем, которые требуют решения.
Заслушав и обсудив представленную информацию, участники «круглого стола» рекомендовали Министерству РФ по развитию Дальнего Востока проработать вопрос о закреплении в госпрограмме задач по обеспечению стабильного развития моногородов Дальнего Востока и Байкальского региона.
Ведомству предлагается обеспечить синхронизацию целевых показателей социально-экономического развития субъектов Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и мероприятий, направленных на их достижение, предусмотренных в рамках отраслевых государственных программ Российской Федерации, с системой показателей, предусмотренной госпрограммой.
Кроме этого в рекомендациях заседания отмечается, что необходимо провести анализ полноты объема финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий, предусмотренных Перечнем мероприятий социально-экономического развития Забайкальского края на 2018–2025 гг., содержатся другие предложения.
В мероприятии приняли участие первый
заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной
политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко,
Шевченко
Андрей Анатольевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
заместитель председателя Комитета СФ по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа
государственной власти Забайкальского края Баир
Жамсуев,
Жамсуев
Баир Баясхалановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края
заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике,
представитель в СФ от законодательного (представительного) органа
государственной власти Республики Бурятия Александр
Варфоломеев,
Варфоломеев
Александр Георгиевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Бурятия
член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской
деятельности, представитель в СФ от законодательного (представительного) органа
государственной власти Хабаровского края Виктор Озеров,
Озеров
Виктор Алексеевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края
члены Совета
Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа и Байкальского региона.