По итогам прошедших в Совете Федерации парламентских слушаний по проекту федерального закона «О водоснабжении и канализовании» заместитель Председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров ответил на вопросы газеты «Известия»:
— Вячеслав Анатольевич, почему возникла необходимость принятия закона с таким, скажем так, странным названием «О канализовании»?
Вячеслав Штыров: Потому что в стране трудно, тяжело, но все‑таки идет реформа жилищно-коммунального хозяйства, и во всем комплексе многочисленных проблем ЖКХ законодательно остаются наиболее неурегулированными только вопросы водоснабжения и канализования. Конечно, нельзя сказать, что сфера водоканала совершенно не охвачена законодательством. В отдельных законодательных актах существуют статьи, касающиеся водоснабжения и водоотвода. Но только сейчас подготовлен проект специального закона, который призван подвести твердую правовую базу под работу всей системы. Кстати, понятие «канализование» вводится в российское законодательство впервые. Сейчас в нормативных актах используется термин «водоотведение». Уже сравнение смыслов двух слов показывает, что новый законопроект более системно подходит к проблеме сточных вод. Ведь канализование, в отличие от водоотведения, включает в себя полный цикл обработки стоков, в том числе очистку и утилизацию отходов.
Но это технологическая сторона вопроса. Есть еще сторона социальная. Изношенность коммунальных сетей, огромное число аварий на них (до 195 тысяч в год), непрерывный рост тарифов, непрозрачная, запутанная практика их начисления, экологический ущерб, который наносят неочищенные или плохо очищенные стоки, — все это вызывает законное недовольство людей. Коммунальные проблемы являются не только одним из самых серьезных социальных раздражителей, но и тормозом экономического развития. Новый законопроект во многом поможет решить проблемы этой сферы.
— И тем не менее во время парламентских слушаний замначальника управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса Федеральной службы по тарифам Артем Медведь охарактеризовал закон как сырой…
В.Штыров: Для того и проводились парламентские слушания, чтобы выявить слабые места законопроекта, многие из которых для меня тоже очевидны. Говорилось, например, о системе ценообразования на основе регулятивных договоров. Это новшество. Подобных подходов в отрасли ранее не было. Регулятивные договоры рассчитаны прежде всего на привлечение инвестиций. Ведь тарифы у нас непостоянны, что дезориентирует поставщиков услуг. Регулятивные договоры позволяют закрепить тарифы в неизменном виде на несколько лет вперед. В таких договорах будут предусмотрены не только текущие, но и инвестиционные затраты, которые необходимо окупить.
Если поставщикам коммунальных услуг нужно привлечь кредиты, они должны быть уверены, что смогут их своевременно вернуть, и тарифы при этом не будут меняться. Но именно по этому пункту и возникли вопросы. В проекте закона есть норма, что порядок заключения регулятивных договоров должен разрабатываться правительством РФ. В связи с этим некоторые эксперты высказывают опасения по поводу того, насколько подзаконные акты будут соответствовать духу принимаемого закона. При этом никто не ставит под сомнение саму систему регулятивных договоров.
— На слушаниях говорилось, что законопроект лоббируется крупными водоканальными системами, а ведь исполнять его будут еще и 240 тысяч малых водоканальных систем. Они себя в законе не увидели…
В.Штыров: Представители крупных систем водоснабжения действительно привлекались в качестве экспертов в процессе разработки закона. Но я бы не стал называть их лоббистами. Законопроект разрабатывался с участием широкого круга специалистов, в том числе представителей органов государственной власти и местного самоуправления. Критика, предложения и дополнения в текст закона шли с разных сторон. Все это было услышано, проанализировано и во многих случаях использовано или будет использовано по итогам парламентских слушаний.
Я, например, согласен с тем, что нелишне добавить в законопроект блок, в котором следовало бы прописать особенности работы небольших, локальных систем, которых становится все больше. Градостроительная политика ведь меняется. Если раньше мы ориентировались на мегаполисы, застраивали города большими микрорайонами, где крупные системы жизнеобеспечения были оправданны, то сегодня сделан упор на малоэтажное строительство. Кроме того, в России много сельских образований, где вопросы водоснабжения и канализования стоят очень остро. Уверен, что принятие нового закона будет способствовать их решению.
— Правильно ли я понимаю: новый закон будет способствовать развитию конкуренции между водопроводно-канализационными организациями, а значит, и снижению цен на услуги для населения?
В.Штыров: Что касается развития конкуренции, то нужно иметь в виду одно объективное обстоятельство: в данном случае мы имеем дело с естественными монополиями. Государство в свое время создало в городах и поселках единые системы водоснабжения и канализования. Что ж, строить теперь альтернативные системы ради развития конкуренции? Но это же колоссальные средства, помимо других трудностей. В таких отраслях конкуренция естественным образом ограничена. Но место для нее есть. И законопроект показывает, где именно. Муниципалитеты создают схемы систем водоснабжения и канализования. После утверждения этих схем на региональном уровне муниципалитеты объявляют тендеры на создание новых очистных сооружений, проводят конкурсы на лучший проект. Участвовать в них на конкурентных основах может каждый.
Другая возможность для конкуренции связана с конкурсами на передачу в эксплуатацию всего комплекса системы водоснабжения и канализования. Сегодня эту роль исполняют унитарные предприятия, муниципальные или государственные. Почему бы не допустить сюда и частные компании?
— Что, на ваш взгляд, еще необходимо доработать в этом законе?
В.Штыров: Есть несколько пунктов, над которыми стоит еще поработать. Например, в проекте закона есть норма, согласно которой в случае отказа или невозможности предприятия выполнять возложенные на него обязанности управление системами водоснабжения и канализования осуществляют местные органы власти. Но как на деле должен происходить переход управления от одной организации к другой, пока не очень понятно.
— Будет ли этот закон способствовать привлечению инвестиций в отрасль?
В.Штыров: Надеюсь, что да. Именно для этого вводятся упомянутые регулятивные договоры. Другим рычагом будет сам способ формирования тарифов. Ранее применялись три схемы: расчет экономической обоснованности затрат, индексирование старых тарифов на уровень инфляции или же аналоговый метод, когда за образец для расчета берется аналогичная система. Мы предлагаем ввести четвертый способ: доходы на инвестируемый капитал. Например, если я строю очистные сооружения, то мне должны установить такой тариф, чтобы мои вложения в расчетный срок окупились. Комбинация всех методов, когда тарифы устанавливаются на несколько лет вперед и при этом в них учитываются инвестиционные затраты, станет мощным стимулом для инвестиций в отрасль. Тем не менее я уверен, что после доработки закон поможет сделать серьезный шаг вперед в развитии системы ЖКХ, в решении ее застарелых проблем» (опубликовано в газете «Известия» 05.04.2011 г.).