Открыл заседание председатель Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Говоря о задачах «круглого стола», он подчеркнул важность и практическую пользу формирования экспертной точки зрения на статус текущей ситуации на финансовых рынках в Российской Федерации. Видение ситуации профессиональным сообществам, их предложения и позиции целесообразно учитывать органам исполнительной власти при формировании долгосрочной концепции развития финансовых рынков. Дмитрий Ананьев обратил внимание на необходимость совместных усилий по сохранению стабильности на финансовом рынке, несмотря на грядущие в стране выборы.
В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергей Харламов, заместитель министра финансов РФ Алексей Саватюгин, директор департамента финансовой стабильности Центробанка России Владимир Чистюхин, представители экспертного сообщества.
Участники заседания излагали свое видение путей и методов перспективного развития финансового рынка, в том числе задач по улучшению правовых условий для стимулирования IPO на российском фондовом рынке. Обсуждались вопросы создания новых современных инструментов и расширения возможностей института коллективных инвестиций. Также темой обсуждения стало разделение полномочий по регулированию финансового рынка между Минфином, ФСФР России и Центральным Банком.
* * *
ДМИТРИЙ АНАНЬЕВ: «ТРЕБУЮТСЯ АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РОССИИ МЫ ПРОДОЛЖАЕМ НАХОДИТЬСЯ В СТАРТОВОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Дмитрий Ананьев выступил на заседании с докладом, содержащим оценку и анализ текущего состояния финансовых рынков России, складывающихся тенденций, а также предложения по стимулированию процессов развития финансовых рынков.
Согласно данным, приведенным в докладе Дмитрия Ананьева, Россия занимает 68 место из 75 финансовых центров мира. При этом в последний период произошло ухудшение позиции страны с 12 на 17 место в рейтинге наиболее капитализированных рынков мира. Половина биржевого оборота акций приходится на Газпром и Сбербанк. Ничтожно мал страховой рынок. Россия является мировым лидером по выпуску депозитарных расписок и аутсайдер по IPO. В 2012 году на внутреннем рынке IPO провели 11 компаний на 2,2 млрд долларов. Д.Ананьев привел для сравнения данные по Польше, где 81 эмитент привлек 4,8 млрд долларов.
Среди экономически активного населения России всего 3% инвесторов, что «даже меньше, чем мало, это практически ничего, если напомнить, что в среднем этот показатель в разных странах около 35%», подчеркнул Д.Ананьев. В Японии, для примера, 90% экономически активного населения готовы инвестировать средства в национальный фонд.
В посткризисный период основными вызовами развития становятся такие факторы, как давление на ROE, негативный инвестиционный климат, слабые темпы роста бизнеса и дефицит притока долгосрочных инвестиций.
Более того, наблюдается отток финансового капитала вопреки росту цен на нефть и благоприятной мировой конъюнктуре, акцентировал внимание участников заседания Д.Ананьев. При нынешних ценах на нефть Россия не должна испытывать финансовых проблем, но складываются напротив тревожные тенденции, что «более чем странно», отметил Дмитрий Ананьев. Причины, по его мнению, кроются в неэффективности законодательных, регулятивных, судебных механизмов. «На финансовых рынках налицо значительное число рукотворных проблем, которые исправляются только активными целенаправленными действиями», — считает Д.Ананьев.
«По большинству аспектов мы продолжаем находиться в стартовом положении, что требует активных действий», — так в итоге оценил текущую ситуацию на финансовых рынках Дмитрий Ананьев. В настоящий период есть понимание глубины проблем, есть декларации и планы, однако «воз и ныне там», констатировал сенатор.
Среди мер, предложенных Дмитрием Ананьевым для построения прозрачной системы регулирования и надзора, — создание коллегиального органа в ФСФР из представителей Центробанка, СРО и рынка. Это, по мнению сенатора, могло бы ускорить работу над законодательными актами, в которых уже давно нуждаются участники финансовых рынков. Это 4 года не принимающийся закон о центральном депозитарии, 3 года закон о биржах и организованных торгах, о собрании владельцев облигаций, о секьюритизации финансовых активов, об упрощении процедуры эмиссии, о размере собвественных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Во‑вторых, Д.Ананьев убежден, что можно и нужно сокращать избыточную отчетность и объемы требуемой от участников рынков информации. В первую очередь, для упрощения порядка эмиссии ценных бумаг.
Особое внимание участников заседания вызвало предложение Дмитрия Ананьева о введении нулевой процентной ставки налога на доходы от ценных бумаг для физических и юридических лиц. И эта налоговая мера является одним их механизмов стимулирования развития финансовых рынков. Подобный стимул, считает Д.Ананьев, позволит расширить количество инвесторов среди физических и юридических лиц.
Стимулирование, по мнению Дмитрия Ананьева, является самой главной задачей, принципиальным моментом для будущего российских финансовых рынков. «Надо вовлекать в обращение финансовые механизмы, создавать системные инструменты, чтобы уходить от ручного управления и реагирования на возникающие кризисные ситуации», — сказал глава Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев.
* * *
По итогам «круглого стола» были приняты Рекомендации.
Показатели, характеризующие российский финансовый рынок, не внушают оптимизма, фондовый рынок демонстрирует недостаточную динамику развития. В необходимости реформ на финансовом рынке, в том числе, и в части регулирования рынка и надзора, сомнений нет, отмечается в рекомендациях.
Для выработки законодательства, отвечающего актуальным потребностям рынка, и способствующего его развитию, представляется необходимым развивать коммуникации между регуляторами финансового рынка, саморегулируемыми организациями и профессиональными участниками рынка. Речь идет о предложении Дмитрия Ананьева о создании коллегиального органа при ФСФР России.
Надзор на фондовом рынке зачастую носит формальный и неэффективный характер назрела необходимость полностью пересмотреть требования к отчетности, предоставляемой участниками рынка. Кроме того, отмечают участники «круглого стола», требуется обобщение практики проведения надзорных мероприятий и доведение информации о типовых нарушениях до лиц, осуществляющих внутренний контроль в профессиональных участниках рынка ценных бумаг.
Решение проблемы недостаточного количества долгосрочных инвесторов должно включать в себя комплекс мер. В Рекомендациях «круглого стола» предлагаются налоговые меры для стимулирования развития института национального долгосрочного инвестора:
- Освободить от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль инвестиции соответственно граждан и работодателей, добровольно направляющих средства для финансирования пенсии, в том числе в негосударственные пенсионные фонды;
- Освободить от налога на доходы физических лиц доходы граждан от реализации ценных бумаг, владение которыми осуществлялось более одного года;
- Освободить от налога на прибыль организаций взносы профессиональных участников рынка ценных бумаг в компенсационный фонд, создаваемый саморегулируемыми организациями для возмещения убытков граждан от неправомерных действий профучастников или в результате их банкротства.
Во‑вторых, для развития национального долгосрочного инвестора также необходимо:
— стимулировать создание саморегулируемыми организациями профучастников компенсационных фондов для возмещения убытков от неправомерных действий профучастников или в результате их банкротства;
— создать институт инвестиционных консультантов;
— создать судейский состав в рамках государственных арбитражных судов по рассмотрению финансовых споров;
— объединить третейские суды саморегулируемых организаций в единый третейский суд на фондовом рынке;
— принять меры по повышению уровня финансовой грамотности населения.
В‑третьих, для расширения спектра инструментов на фондовом рынке и повышения его ликвидности:
— развивать институт долгосрочных инфраструктурных облигаций, в том числе, удобных для инвестирования страховщиками жизни (например, путем предоставления государственных гарантий по облигациям и установления льготного режима налогообложения);
— устранить препятствия для прохождения процедуры листинга по облигациям, эмитентом которых является вновь созданное юридическое лицо;
— упростить процедуру эмиссии ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов;
— расширить перечень инструментов инвестирования для НПФ;
— расширить возможности осуществления операций в целях хеджирования с производными финансовыми инструментами для институтов коллективных инвестиций;
— предоставить участникам финансового рынка возможность осуществлять секьюритизацию финансовых активов;
— обеспечить согласование с ФСФР России стандартной документации для срочных сделок на финансовых рынках;
— предоставить резидентам РФ возможность приобретать иностранные ценные бумаги через брокеров за иностранную валюту.
В‑четвертых, участники «круглого стола» сошлись во мнении, что инфраструктура российского рынка ценных бумаг должна развиваться по пути снижения издержек и рисков. Для этих целей необходимо:
— создать центральный депозитарий;
— создать условия для интеграции российской системы учета ценных бумаг в международную систему учетных институтов;
— установить стандарты электронного документооборота между всеми институтами учетной инфраструктуры;
— создать единый бесплатный центр раскрытия корпоративной информации;
— предоставить иностранным депозитариям право открытия счетов номинального держателя:
— завершить объединение РТС и ММВБ с выгодами для рынка.
Кроме того, участники «круглого стола» выразили озабоченность существенным разрывом между российской и международной практикой регулирования фондового рынка и тем, что крайне медленно и с нарушением сроков разрабатываются законопроекты по исполнение Стратегии развития финансового рынка России на период до 2029 года и Концепции по созданию в Российской Федерации международного финансового центра.