Главные темы

Инвестиции в пограничную инфраструктуру открывают новые возможности для бизнеса и туристов – В. Калашников

Пункты досмотра на Дальнем Востоке требуют наращивания пропускной способности и совершенствования процедур работы, считает сенатор.


В условиях кардинальной переориентации международных торговых потоков на Восток развитие современной и эффективной пограничной инфраструктуры приобретает для России стратегическое значение. Именно эта тема стала центральной на панельной дискуссии «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства» в рамках Х Восточного экономического форума.

Смотрите также

Член Комитета СФ по экономической политике Виктор Калашников Калашников
Виктор Дмитриевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Хабаровского края
Калашников Виктор Дмитриевич
подробно осветил роль палаты регионов в законодательном обеспечении этих процессов. Он отметил, что по поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
Совет по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ осуществляет парламентское сопровождение ключевых вопросов. Речь идет о строительстве и реконструкции пунктов пропуска, сокращении времени досмотра грузов и обустройстве транспортных подходов к ним. Сенатор также сообщил, что Совет поддержал инициативу закрепить на законодательном уровне механизм предварительного информирования государственных контрольных органов на автомобильных пунктах пропуска.

Виктор Калашников напомнил, что еще в 2023 г. Совет Федерации одобрил федеральный закон, вводящий электронную очередь для грузовых транспортных средств. «Еще одним важным шагом стало принятие в весеннюю сессию инициированного сенаторами закона, разрешающего поэтапный ввод в эксплуатацию строящихся пунктов пропуска», – добавил он.

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Виктор Калашников
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Виктор Калашников
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Виктор Калашников
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум
Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

1 из 14

Виктор Калашников

2 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

3 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

4 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

5 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

6 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

7 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

8 из 14

Виктор Калашников

9 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

10 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

11 из 14

Виктор Калашников

12 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

13 из 14

Сессия «Современная пограничная инфраструктура – лучшие инвестиции для государства». X Восточный экономический форум

14 из 14

Помимо грузопотока, необходимо уделить первостепенное внимание и развитию туристической инфраструктуры на Дальнем Востоке, считает парламентарий. «Ярким примером потенциала является рост турпотока китайской провинции Хэйлунцзян. По данным правительства провинции, в первом полугодии 2025 г. внутренний турпоток в приграничные с Россией города, уезды увеличился на 24% и достиг 17 млн человек. Это требует не только модернизировать пункты пропуска для комфортного обслуживания растущего числа туристов, но и выработать единый межрегиональный план развития туристической инфраструктуры для Приморского, Хабаровского и Забайкальского края, Еврейской автономной области и Амурской области».

Первый заместитель Министра транспорта Валентин Иванов привел данные, демонстрирующие стремительный рост нагрузки на инфраструктуру. По его словам, за 2024 год грузооборот автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР вырос на 40%, а в первом полугодии 2025 года – еще на 36%. Для ответа на эти вызовы Минтранс РФ реализует программу модернизации 26 из 59 существующих в регионе пограничных переходов. Среди ключевых проектов, по словам Валентина Иванова, – модернизация пунктов пропуска «Забайкальск», «Пограничный», «Краскино» и «Нижне-Ленинское».

Особое внимание на панельной дискуссии было уделено амбициозному проекту «Досмотр грузового автомобиля за 10 минут». Валентин Иванов констатировал, что пока ни один дальневосточный пункт пропуска не достиг этого норматива, а среднее время проверки составляет 36 минут. Для решения этой задачи взят курс на создание интеллектуальных пунктов пропуска, работающих по принципу «одного окна» с использованием технологии цифрового сканирования и единой платформы «ГосЛог». Планируется, что приоритетные пункты пропуска выйдут на целевой норматив к 2028 году, отметил первый заместитель Министра транспорта РФ.

По итогам сессии было поддержано предложение модератора дискуссии, директора Восточного центра государственного планирования Михаила Кузнецова выделить модернизацию пограничной инфраструктуры в отдельное направление в готовящейся новой Стратегии развития Дальнего Востока. «Такой шаг свидетельствует о комплексном подходе государства к преобразованию приграничных территорий, где тесное взаимодействие исполнительной и законодательной власти является залогом успешной реализации масштабных национальных задач», – резюмировал Виктор Калашников.