Сенатор провел заседание секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по развитию цифровой экономики при СФ, касающиеся нормативного регулирования в области использования БАС.
Первый заместитель председателя Комитета
Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному
строительству Артем Шейкин
Шейкин
Артем Геннадьевичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области
провел
заседание секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по развитию
цифровой экономики при СФ. Основной темой дискуссии стали создание и оперативное изменение нормативного регулирования в целях достижения
поставленных показателей развития беспилотной авиации к 2030 году.
Сенатор напомнил, что в 2023 году утверждена Стратегия развития беспилотной авиации России на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. «Цель стратегии — сформировать в ближайшее время в России новую отрасль экономики, связанную с созданием и использованием гражданских беспилотников».
Артем Шейкин обозначил круг вопросов, требующих решения, чтобы достичь поставленных целей. Среди них – развитие инфраструктуры и обеспечение безопасности полетов БАС, применение риск-ориентированного подход в вопросах классификации и сертификации БАС. Также сенатор считает важным учитывать меры эффективности и поддержки разработчиков, производителей и потребителей БАС. «Необходимо выстроить стратегии взаимодействия государства, бизнеса и научного сообщества в регулировании беспилотной авиации».
По словам Артема Шейкина, эффективным инструментом преодоления нормативных
барьеров в сфере беспилотной авиации может стать применение экспериментальных
правовых режимов.
Вместе с тем он указал на опасность подмены универсальных норм индивидуальными. «Индивидуализация правового регулирования размывает реализацию общих принципов права, осложняет защиту свобод и законных интересов граждан, а также создает условия для произвольного правоприменения. Поэтому задача ЭПР — обогатить действующие законы нормами, доказавшими эффективность в результате экспериментов, но чтобы они носили общий характер».
В ходе дискуссии были затронуты такие вопросы, как разработка и внедрение процедур для обеспечения безопасных полётов беспилотных воздушных судов, разработка правил регистрации беспилотных летательных аппаратов, а также взаимодействие власти и бизнеса для оперативного изменения правовых норм в отрасли БАС.
В заседании участвовали представители исполнительных органов власти, бизнеса и научного сообщества.