Обсуждаемые вопросы:
— результаты работы Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в рамках разработки проблематики обеспечения информационной безопасности детей (технические стандарты по обеспечению безопасности детей в интернете; методические рекомендации по системе контент-фильтрации в образовательных учреждениях; единый урок безопасности в интернете);
— реализация закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
— ИТ-проекты, направленные на повышение уровня цифровой образованности детей и подростков.
Участники:
Людмила БОКОВА – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества
Галина СОЛДАТОВА – директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Денис ЖИЛИН – руководитель социальных и общественных интернет-проектов Координационного центра доменов RU
Владимир МАМОНТОВ – директор фонда «Разумный интернет»
Илья ГАВРИШИН – заместитель директора Российской государственной детской библиотеки по информатизации и фондам
Сергей АБРАМОВ – руководитель проекта «Сетевичок.рф»
Людмила Бокова: «Важно обеспечить безопасное онлайн-пространство для ребёнка и развить у него навыки безопасного поведения в Интернете».
Во время видеобеседы «Цифровая грамотность как драйвер для развития позитивного, безопасного интернет-пространства для детей и подростков», которая состоялась в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках цикла передач «Разговор об импортозамещении в ИТ» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмила Бокова напомнила, что ещё сравнительно недавно россияне не задумываясь вносили свои паспортные данные и иную личную информацию во всевозможные рекламные буклеты для получения скидочных карт или участия в мгновенной лотерее. Сейчас ситуация изменилась: эпоха интернет-технологий предъявляет особые требования к сохранности персональных сведений. Правда, уровень компьютерной грамотности в стране оставляет желать лучшего: по данным исследования Фонда развития Интернет, степень цифровой компетентности среди российских подростков и их родителей составляет лишь треть от максимально возможного — 34% у подростков, 31% — у родителей.
«Цифровой разрыв» между родителями и детьми в первую очередь выражается в разнице навыков и умений — здесь показатели у мам и пап ниже, чем у подростков, поясняют авторы исследования. К тому же, по некоторым данным, более 80% взрослых ничего не знают о программах «Родительского контроля», хотя это важнейший инструмент для блокировки сомнительных ресурсов.
Впрочем, вскоре ситуация может измениться. По словам Людмилы Боковой, уже в этом году эксперты проведут курс лекций для повышения медиаграмотности родителей. Возможно, такие «курсы» станут первым шагом на пути популяризации цифровых навыков среди взрослых — пока соответствующих просветительских программ не существует. И хотя более 90% родителей считает, что необходимо следить за тем, чем занимается ребенок в Интернете, на деле контроль осуществляет лишь пятая часть мам и пап. Между тем, отметила сенатор, дети являются одними из самых частых жертв киберпреступлений.
Для обеспечения интересов детей во Всемирной паутине сегодня делается немало: реализуется Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», создаются IТ-проекты, направленные на повышение цифровой образованности подростков. Также, напомнила Людмила Бокова, 27 октября уже в третий раз по всей стране пройдет единый урок безопасности в сети Интернет, на котором учащимся с пятого по одиннадцатый класс рассказывают, как защитить себя от ненужной информации в Сети, каким источникам стоит доверять и как не попасться на удочку мошенников.
По словам парламентария, главное, в чём убеждены специалисты, — нельзя просто запрещать подросткам посещать те или иные сайты. Вместо этого необходимо самим создавать позитивный контент, чтобы у ребёнка всегда был выбор, на какой портал зайти. «Важно обеспечить безопасное онлайн-пространство для ребёнка и развить у него навыки безопасного поведения в Интернете», — убеждена законодатель.