Комитеты

Сенаторы предлагают усовершенствовать систему жилищного надзора

Законопроект, направленный на объединение государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, подготовлен сенаторами РФ.


Первым заместителем Председателя Совета Федерации Владимиром Якушевым, Якушев
Владимир Владимирович
представитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области
Якушев Владимир Владимирович
сенаторами РФ Андреем Шевченко, Шевченко
Андрей Анатольевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области
Шевченко Андрей Анатольевич
Александром Высокинским Высокинский
Александр Геннадьевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Свердловской области
Высокинский Александр Геннадьевич
и депутатом Государственной Думы Сергеем Пахомовым внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на объединение государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Смотрите также

Инициатива поддержана на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации 25 марта текущего года.

Сейчас органы местного самоуправления уполномочены осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда. Остальной жилищный фонд – зона внимания органов государственного жилищного надзора (региональных жилинспекций). В итоге в одном доме, где есть хотя бы одна муниципальная квартира, осуществляется и госжилнадзор, и муниципальный жилищный контроль с идентичным предметом оценки. А если домом управляет управляющая организация, то включается еще и лицензионный контроль за ее деятельностью, который осуществляет та же региональная жилинспекция.

«Такая градация не оправдывает себя. Мы предлагаем отказаться от муниципального жилищного контроля как самостоятельного вида. Зачем в одном доме два разных контролера, которые, по сути, проверяют одно и то же, но при этом еще у каждого своя схема работы и инструментарий? При этом жителям муниципальных квартир полагается один контролер, а всем их соседям – другой. Это влечет затруднения в вопросе, к кому обращаться, кому и что проверять, – отметил Владимир Якушев.

«И людям, и управляющим организациям гораздо проще и понятнее, когда контролер один. Мы видим, что муниципальные контролеры недогружены, недостаточно результативны. Это логично, ведь доля муниципального жилфонда сокращается. Сейчас всего около 3,5%. Пора перераспределять ресурсы. Пусть государственный жилищный надзор, как изначально и было предусмотрено в нашем Жилищном кодексе, распространяется на весь жилфонд, независимо от его формы собственности. Очевидные преимущества этой модели — концентрация полномочий у одного субъекта, унификация подходов к надзорной деятельности. Защита жителей муниципального фонда усилится благодаря повышению статуса надзорного органа. А мы продолжим работать над укреплением системы этого надзора», — подчеркнул первый вице-спикер Совета Федерации.

Муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилфонда был обособлен от регионального жилищного надзора в 2021 году. При этом органы местного самоуправления ограничены в инструментах реагирования на выявленные нарушения, например, не обладают полномочиями по привлечению виновных к административной ответственности. Отдельные регионы уже забрали муниципальный жилищный контроль на свой уровень (Воронежская и Тюменская области). Законодательство позволяет вовлекать муниципалитеты в надзорную работу путем передачи отдельных региональных полномочий. Такую практику авторы отметили в 12 субъектах РФ.