Комитеты

В. Фальков на заседании Совета Федерации рассказал о совершенствовании системы высшего образования в стране

Высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда, сказал Министр.


На 569-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» на тему «О совершенствовании системы высшего образования» выступил Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

Смотрите также

Как отметил Министр, в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» в 2023/24 – 2025/26 учебных годах реализуется пилотный проект, направленный на изменение уровней профессионального образования. В нем принимают участие шесть образовательных организаций высшего образования. Проект реализуется по 113 специальностям и направлениям подготовки, из которых 54 — уровня базового высшего образования 18 — уровня специализированного высшего образования (магистратуры), 41 — уровня профессионального образования (аспирантуры) и так далее.

По словам Валерия Фалькова, отобранные для пилотного проекта специальности и направления подготовки являются приоритетными и относятся, в том числе к математическим и естественным наукам, инженерному делу, технологиям и техническим наукам, наукам об обществе, образованию и педагогическим наукам. Правила реализации пилотного проекта, перечень специальностей и направлений подготовки, научных специальностей, по которым осуществляется реализация пилотного проекта, и критерии эффективности образовательного процесса при реализации пилотного проекта установлены Постановлением Правительства РФ «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования».

Выступление Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Фалькова

Главы Минобрнауки подчеркнул, что студентам нужно дать возможность формировать индивидуальные траектории обучения и получения ими дополнительных квалификаций в ходе обучения. «Например, студент, изучив модуль или курс по химическому анализу, мог бы сразу получить соответствующую квалификацию, признаваемую работодателем, и начать работать по профилю своего образования, получая реальный практический опыт», — сказал Валерий Фальков. Сейчас, по его словам, это возможно только после получения диплома о высшем образовании. «Здесь назрели изменения. Мы понимаем, что надо сделать, и в этом вопросе нам необходима ваша поддержка», — отметил Валерий Фальков.

По его мнению, высшее образование должно удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда. Для этого нужно обеспечить гибкость образовательных программ в зависимости от отрасли, профессии и запроса на тех или иных специалистов. «У нас огромная страна, большое разнообразие региональных, отраслевых условий. Различаются требования работодателей к выпускникам, их знаниям умениям, навыкам. Поэтому нужно дать возможность вузам гибко настраивать свои программы, вводить на старших курсах различные специализации», — сказал глава ведомства.

При этом, обсуждая основные направления совершенствования системы высшего образования, Министр указал на главный вызов в этой области. Таковым для вузов и учредителей в настоящее время является острый дефицит квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики и социальной сферы.

В рамках «правительственного часа» Валерий Фальков ответил на вопросы сенаторов, которые касались аграрного образования, укрепления фундаментальных дисциплин, обучения в аспирантурах, а также необходимости увеличения вузов в стране.

Сенаторы приняли за основу проект постановления Совета Федерации «О совершенствовании системы высшего образования».

По этому вопросу выступила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Гумерова
Лилия Салаватовна
представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан
Гумерова Лилия Салаватовна