Модераторами мероприятия выступили К. Долгов и С. Калашник.
В Совете Федерации
состоялся «круглый стол», посвященный разработке стратегии развития
автокомпонентной отрасли.
Модераторами мероприятия
выступили заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Константин Долгов
Долгов
Константин Константиновичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области
и член этого Комитета
СФ Сергей Калашник.
Калашник
Сергей Викторовичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Костромской области
В обсуждении
приняли участие сенатор РФ Ольга Хохлова,
Хохлова
Ольга НиколаевнаПредседатель Законодательного Собрания Владимирской области
заместитель
Министра промышленности и торговли РФ Александр
Морозов, представители Министерства транспорта РФ, Счетной
палаты РФ, исполнительных органов власти Калужской, Нижегородской, Самарской
областей, АО «Автоваз», ПАО «КАМАЗ» и экспертного сообщества.
Константин Долгов подчеркнул, что автомобильная промышленность является важной отраслью инновационного и технологического развития национальной экономики. Однако профессиональное сообщество отмечает недостаточность реализуемых стимулирующих мер для поддержки отрасли. «В Совет Федерации в том числе поступают обращения иностранных автопроизводителей о невозможности выполнения требований к уровню локализации производства, установленных без учета специфики производства автотранспортных средств для различных сегментов автомобильного рынка, а также о неравных условиях компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей».
Сенатор указал, что отсутствие прозрачных правил и прогнозируемости изменения условий работы на автомобильном рынке, а также разумных переходных периодов при установлении новых требований ведет к дестабилизации бизнеса и необходимости кардинального пересмотра инвестиционных планов иностранных автопроизводителей. Сложившаяся ситуация может привести к ослаблению конкуренции на автомобильном рынке и постепенному сворачиванию иностранных производств.
По его словам, сегодня в РФ отсутствует ряд ключевых производств и центров разработки автокомпонентов. В создавшихся условиях первоочередной задачей является выработка общеотраслевого перечня локализации критических систем, компонентов, материалов. С целью обеспечения технологической безопасности реализация проектов локализации должна осуществляться на базе отечественных центров компетенций.
Константин Долгов отметил, что развитие автокомпонентов включает в себя весь спектр вызовов и задач, стоящих сегодня перед Россией в сфере высоких технологий. «Анализируя состояние отрасли, мы неизбежно затрагиваем вопросы локализации продукции, ее цифровизации, сохранения инженерной школы, поиска возможностей рациональной защиты внутреннего рынка и выхода на внешний».
По его словам, в сфере автокомпонентов сформировался серьезный дефицит отдельных видов изделий и материалов, необходимых для производства автотранспорта. В первую очередь речь идет об электронных компонентах и металле. «Благодаря большой работе, проводимой российскими поставщиками автоэлектроники, а также непосредственному деятельному участию органов исполнительной власти, удается в оперативном режиме находить решения в условиях дефицита электронных компонентов. Российская автомобильная промышленность продолжает работать, однако в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются по причине недоукомплектованности машин электронными системами.
Константин Долгов подчеркнул, что необходимо синхронизировать усилия по развитию опорных для автоэлектроники отраслей: электроники, автомобилестроения, транспортной инфраструктуры и так далее. Причем это нужно делать как на оперативном, так и на стратегическом уровне.
Также требуется дальнейшая проработка вопроса по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин в отношении компонентов. Данная тема является одной из актуальных и затрагивает вопросы защиты и обеспечения интересов отечественных производителей, сказал он.
Сергей Калашник отметил, что уровень локализации продукции автомобилестроения растет. «Однако некоторые показатели могли бы быть еще лучше».
Сенатор затронул тему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в рамках российской юрисдикции. «Мы знаем, что есть примеры, когда на территории России находится очень современное производство, созданное международными компаниями, при этом остается открытым вопрос, у кого есть право интеллектуальной собственности на разработанные конструкции тех деталей, которые здесь производятся».
По его словам, вторая проблема – объем рынка. «С точки зрения количества продаваемой техники, создаваемой на базе одной платформы, рынок маленький. То есть, потребность в типовых компонентах невелика. Поэтому без экспорта мы не сможем обеспечить конкурентоспособность производителей компонентов на территории страны».
Участники «круглого стола» обсудили актуальные вопросы поддержки отечественного производства автокомпонентов, стимулирования их экспорта, а также создания отечественной электронной компонентой базы, внедрения российской продукции радиоэлектронной промышленности в отечественное автопроизводство.