Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко о стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года обозначены задачи, решение которых требует существенных изменений в сфере образования.
Технологический прогресс связан с возрастающей потребностью в новых знаниях и компетенциях, совершенствовании отечественной системы образования, которая должна стать гибкой, соответствовать потребностям страны в квалифицированных кадрах для обеспечения ее экономического суверенитета.
Стратегические направления развития образования в условиях современных вызовов обусловлены необходимостью обеспечения технологического лидерства и устойчивого роста экономики Российской Федерации, изменением структуры современного мирового порядка, стремительным развитием технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизацией различных сфер жизнедеятельности, а также ухудшением демографической ситуации.
В настоящее время Правительство Российской Федерации разрабатывает проект стратегии развития образования в Российской Федерации (далее – Стратегия).
Стратегия призвана обеспечить выполнение целевых показателей, которые характеризуют достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в том числе цели реализации потенциала каждого человека, развития его талантов, воспитания патриотичной и социально ответственной личности.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко о стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) предусмотреть при разработке проекта Стратегии необходимость:
совершенствования с учетом прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах подходов к установлению организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обратив внимание на распределение контрольных цифр приема образовательным организациям, расположенным на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области;
формирования комплексной программы развития среднего профессионального образования, включив в нее в том числе мероприятия по модернизации инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, распространению на всю территорию Российской Федерации федерального проекта «Профессионалитет» и предусмотрев на эти цели необходимые объемы финансирования из федерального бюджета;
повышения качества основного общего и среднего общего образования, позволяющего обучающемуся успешно осваивать соответствующие образовательные программы без обращения к услугам репетиторов;
развития ранней профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций;
установления единой системы оплаты труда педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования;
разработки комплекса мер, направленных на повышение статуса учителя и создание благоприятных условий для осуществления педагогической деятельности, а также на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях;
продвижения российского образования за рубежом и укрепления международного сотрудничества в целях повышения конкурентоспособности российской системы образования;
разработки и внедрения единых подходов к вопросам воспитания обучающихся образовательных организаций различных типов в рамках межведомственного взаимодействия;
разработки комплекса мер, направленных на подготовку профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования;
2) проработать вопросы об установлении:
единых показателей эффективности деятельности федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы, касающиеся подготовки кадров для агропромышленного комплекса, и работы их руководителей независимо от ведомственной принадлежности указанных организаций;
единых показателей эффективности деятельности федеральных государственных научных учреждений, осуществляющих научные исследования в сфере агропромышленного комплекса, и работы их руководителей независимо от ведомственной принадлежности указанных учреждений;
3) обеспечить осуществление мониторинга правоприменения следующих федеральных законов:
от 14 июля 2022 года № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
от 14 апреля 2023 года № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
от 8 августа 2024 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 8 августа 2024 года № 328-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
4) обеспечить формирование статистических данных для анализа и подготовки прогноза потребности системы образования в педагогических кадрах;
5) рассмотреть вопрос о проведении научных исследований в области подготовки педагогических кадров, в том числе в целях выявления причин ухода учителей из профессии;
6) продолжить работу по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников;
7) рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования расходов, связанных с обеспечением деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
8) рассмотреть вопрос о выделении в 2026–2028 годах дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования завершения строительства школы на 1 275 мест в городе Братске.
3. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
1) проработать вопрос о применении механизма государственно-частного партнерства в целях реализации мероприятий по развитию материально-технической базы образовательных организаций высшего образования, не принимающих участия в государственных программах поддержки, осуществляемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, и получающих денежные средства или имущество в виде пожертвований от хозяйствующих субъектов Российской Федерации любых форм собственности;
2) принять меры, направленные на подготовку кадров для геологической отрасли, в том числе в целях достижения показателей развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации, указанных в Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 года № 1838-р;
3) обеспечить в целях реализации отдельных направлений развития Сибирского федерального округа, указанных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года № 4146-р:
разработку дополнительных мер поддержки обучающихся и педагогических работников образовательных организаций высшего образования, осуществляющих проектную и (или) научно-исследовательскую деятельность в рамках создаваемого в Томской области российского промышленного кластера микроэлектроники и беспилотных технологий;
проведение с 2025 года пилотного проекта по реализации в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Томской области, программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в производственной аспирантуре с учетом предложений предприятий – участников указанного промышленного кластера;
4) проработать вопрос об оказании мер социальной поддержки детям участников специальной военной операции, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам среднего профессионального образования, в части предоставления им льготного горячего питания по аналогии с мерами социальной поддержки, оказываемыми в субъектах Российской Федерации детям участников специальной военной операции, обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях.
4. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проработать вопрос о необходимости учета при поступлении граждан на обучение по программам бакалавриата и специалитета их достижений в учебной и во внеучебной деятельности за период освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования наряду с результатами единого государственного экзамена.
5. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации обеспечить разработку основ государственной политики Российской Федерации в сфере кадетского образования.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
1) направить в Министерство просвещения Российской Федерации предложения по проекту Стратегии с учетом первоочередных задач в области образования, стоящих перед субъектом Российской Федерации;
2) разработать меры поддержки талантливой молодежи в целях предотвращения ее оттока из субъекта Российской Федерации;
3) обеспечить синхронизацию прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах, подготавливаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, с прогнозом кадровой потребности субъекта Российской Федерации и прогнозом потребности в кадрах отраслей экономики, в которых реализуются национальные проекты по обеспечению технологического лидерства Российской Федерации;
4) включить в региональные программы научно-технологического развития мероприятия, направленные на устранение дефицита кадров в отраслях экономики субъектов Российской Федерации.
7. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до 1 ноября 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре проинформировать палату в период весенней сессии 2026 года о реализации настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
14 марта 2025 года
№ 49-СФ