Постановления СФ

Текущее состояние и перспективы развития рынка труда и сферы занятости населения

Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о текущем состоянии и перспективах развития рынка труда и сферы занятости населения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Рынок труда – неотъемлемая часть экономики Российской Федерации. Приоритетным направлением государственной политики в сфере занятости населения является создание правовых и экономических условий для развития гибкого и эффективно функционирующего рынка труда, а также для повышения качества рабочей силы и мотивации граждан к труду.

Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, включая граждан, принимавших участие в специальной военной операции, и членов их семей, работников предприятий оборонно-промышленного комплекса. Проводится работа по повышению мобильности трудовых ресурсов, снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, комплексной модернизации центров занятости населения. Предоставляются меры государственной поддержки работодателям в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан.

В соответствии с перечнем поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, утвержденным Президентом Российской Федерации 30 марта 2024 года № Пр-616, Правительством Российской Федерации разработан национальный проект «Кадры». На его финансовое обеспечение запланированы бюджетные ассигнования в 2025 году в объеме 18 908,6 млн рублей, в 2026 году – 16 353,1 млн рублей, в 2027 году – 18 162,2 млн рублей.

Одной из главных особенностей указанного национального проекта является ежегодное прогнозирование потребности экономики в кадрах на пятилетний период. Формирование прогноза осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании всероссийского опроса работодателей, а также данных Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики.

На фоне минимального уровня безработицы 2,3 процента по состоянию на конец ноября 2024 года (1,8 млн человек) в ключевых отраслях экономики фиксируется дефицит трудовых ресурсов. Острую потребность в кадрах испытывают обрабатывающая промышленность, отрасли социальной сферы, отрасли экономики воссоединенных субъектов Российской Федерации. Актуальной остается задача противодействия нелегальной занятости.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации о текущем состоянии и перспективах развития рынка труда и сферы занятости населения.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в период весенней сессии 2025 года следующие проекты федеральных законов:

№ 754545–8 «О внесении изменения в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации» (об уточнении гарантии при расторжении трудового договора, предоставляемой работнику – единственному кормильцу в многодетной семье);

№ 772497–8 «О внесении изменений в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации» (о расширении категорий работников, которым работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить:

достижение целевых показателей и результатов федеральных проектов, входящих в национальный проект «Кадры», информировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации указанного национального проекта по итогам девяти месяцев 2025 года;

создание эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики с учетом прогноза потребности в них;

разработку и апробацию в отдельных субъектах Российской Федерации новых систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

реализацию системных мер по повышению производительности труда, включая меры по взаимодействию органов государственной власти с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, в целях преодоления дефицита кадров;

2) продолжить работу:

по реализации единого подхода к прогнозированию потребности экономики в кадрах и механизма распределения трудовых ресурсов по всем отраслям экономики и социальной сферы в целях принятия в случае необходимости мер оперативного реагирования на изменения потребностей рынка труда;

по повышению опережающими темпами минимального размера оплаты труда с достижением его величины не менее чем 35 тыс. рублей в месяц к 2030 году, а также по обеспечению устойчивого роста доходов работников бюджетного сектора экономики;

3) рассмотреть при реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства в качестве приоритетной задачи доведение уровня заработной платы работников сельского хозяйства до уровня средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;

4) разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации до 1 ноября 2025 года проект федерального закона, регулирующего правовые отношения по оказанию услуг (выполнению работ) физическими лицами в рамках платформенной экономики;

5) проработать до 1 июня 2025 года вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части установления механизма правового регулирования целевого организованного набора иностранных граждан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации, включая условия их привлечения;

6) обеспечить до 1 июня 2025 года утверждение плана мероприятий по противодействию нелегальной занятости в Российской Федерации на 2025–2027 годы;

7) рассмотреть вопрос о социальном страховании физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

4. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) обеспечить:

достижение целевых показателей федерального проекта «Управление рынком труда» национального проекта «Кадры», направленных на повышение эффективности деятельности органов государственной службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;

привлечение корпоративных университетов, учебных центров предприятий к реализации государственных программ, предусматривающих мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан по приоритетным профессиям и специальностям, с учетом ситуации на рынке труда;

разработку дополнительных мер по упрощению процедуры привлечения несовершеннолетних обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования к овладению практическими навыками работы на производстве с учетом соблюдения требований безопасности и охраны труда;

2) подготовить до 1 июня 2025 года предложения о порядке установления квот для приема на работу инвалидов из числа граждан, принимавших участие в специальной военной операции;

3) рассмотреть совместно со сторонами социального партнерства вопрос о внедрении корпоративных программ, направленных на укрепление здоровья работников и обеспечение безопасных условий труда;

4) представить до 1 декабря 2025 года в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части легализации трудовых отношений и усиления ответственности работодателей при выявлении фактов нелегальной занятости, а также расширения оснований для проведения территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе на основании обращений межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости;

5) разработать и утвердить до 1 июля 2025 года перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на получение вида на жительство в Российской Федерации без получения разрешения на временное проживание;

6) усилить работу по содействию занятости молодежи.

5. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение престижа рабочих профессий, в целях удовлетворения потребностей экономики в кадрах.

6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить реализацию мер, направленных на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников организаций оборонно-промышленного комплекса, в целях удовлетворения кадровых потребностей.

7. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о выработке дополнительных мер по вовлечению в экономику незадействованных трудовых ресурсов.

8. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) осуществлять оценку эффективности реализуемых мер по исправлению ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации с наивысшим показателем уровня безработицы, проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах ее проведения по итогам девяти месяцев 2025 года;

2) обеспечить:

выполнение плана мероприятий по реализации Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2024 года № 2401-р, уделив особое внимание вопросам стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов;

проведение всех этапов Всероссийской ярмарки трудоустройства, предусмотрев мероприятия по содействию занятости граждан, принимавших участие в специальной военной операции, и членов их семей, с привлечением Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», общественных движений и организаций, осуществляющих поддержку участников специальной военной операции;

3) проанализировать эффективность мер, направленных на содействие трудоустройству граждан, принимавших участие в специальной военной операции, и членов их семей, граждан, эвакуированных из приграничных населенных пунктов Курской области, Белгородской области и Брянской области, а также рассмотреть вопрос о выработке дополнительных мер по содействию занятости указанных граждан.

9. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации до 1 августа 2025 года концепцию развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года.

10. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

1) обеспечить до 1 августа 2025 года синхронизацию образовательных программ среднего профессионального и высшего образования с потребностями рынка труда и расширение применения практико-ориентированных (дуальных) моделей обучения;

2) обеспечить:

соответствие контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования актуальным потребностям рынка труда;

совершенствование механизма целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, уделяя особое внимание подготовке специалистов для организаций социальной сферы.

11. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить реализацию Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

2) предусмотреть комплексное обновление инфраструктуры образования, включая увеличение объемов финансирования материально-технического оснащения кабинетов общеобразовательных организаций средствами обучения по учебному предмету «Труд (Технология)».

12. Рекомендовать Федеральной службе по труду и занятости:

1) обеспечить совершенствование деятельности органов государственной службы занятости, уделив особое внимание вопросам ускоренного переобучения граждан по наиболее востребованным профессиям и специальностям в целях содействия их трудоустройству;

2) предусмотреть в рамках проведения мониторинга трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

сбор сведений о трудоустройстве медицинских кадров в медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

возможность получения дополнительных сведений, включая информацию о результатах основного государственного экзамена и единого государственного экзамена, а также информацию об уровне заработной платы и уровне доходов от иной деятельности, не связанной с трудовыми правоотношениями;

3) обеспечить совершенствование единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», в том числе посредством разработки:

дополнительного цифрового сервиса, позволяющего органам государственной власти субъектов Российской Федерации в режиме реального времени отслеживать предложения работодателей и количество поданных заявок на целевое обучение;

дополнительного функционала по формированию данных, характеризующих предоставление центрами занятости населения мер государственной поддержки в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;

цифрового публичного сервиса, обеспечивающего подачу заказчиками целевого обучения заявок на определение квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования;

4) рассмотреть вопросы:

о расширении Перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2024 года № 40н;

о совершенствовании работы межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, включая разработку механизма межрегионального взаимодействия указанных межведомственных комиссий;

5) сформировать реестр работодателей в соответствии с Правилами ведения реестра работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости, утвержденными постановлением Правительства Российской федерации от 27 декабря 2024 года № 1927, с последующим размещением сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

13. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки усилить контроль за предоставлением образовательными организациями актуальных сведений для размещения в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в целях формирования национального рейтинга образовательных организаций по уровню трудоустройства выпускников.

14. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить:

организацию проведения с привлечением работодателей системной работы по формированию прогноза потребностей экономики в кадрах, в том числе с учетом повышения производительности труда;

корректировку контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования с учетом потребностей экономики субъекта Российской Федерации в кадрах;

эффективное взаимодействие образовательных организаций и работодателей в целях подготовки востребованных на рынке труда специалистов, включая освоение обучающимися образовательных программ в форме практической подготовки, в том числе для предприятий оборонно-промышленного и агропромышленного комплексов;

реализацию дополнительных мер по повышению престижа и популяризации рабочих профессий;

2) организовать работу по взаимодействию образовательных организаций, органов служб занятости субъекта Российской Федерации и работодателей в целях организации системы профессиональной ориентации и маршрутизации обучающихся и выпускников образовательных организаций на конкретные предприятия;

3) принимать меры, направленные на недопущение возникновения задолженности по выплате заработной платы работникам;

4) содействовать привлечению работодателей к участию в региональном и федеральном этапах Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии».

15. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ноябре 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

16. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату в декабре 2025 года о реализации настоящего постановления.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

18. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
12 февраля 2025 года
№ 14-СФ