Рассмотрев в рамках Дней Свердловской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 21–23 октября 2024 года, вопросы социально-экономического развития Свердловской области, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Свердловская область – субъект Российской Федерации, обладающий значительным экономическим, инвестиционным, научно-техническим и промышленным потенциалом.
Выгодное положение Свердловской области на пересечении важнейших транспортных магистралей обеспечивает активное развитие транспортно-логистического комплекса региона, что приобретает особую актуальность в условиях необходимости переориентации и расширения рынков сбыта продукции.
Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, повышение конкурентоспособности экономики Свердловской области связано с развитием отраслей перспективной экономической специализации, включая добычу полезных ископаемых, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, химических веществ и химических продуктов, растениеводство и животноводство, профессиональную, научную и техническую деятельность, транспортировку и хранение.
Существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие региона.
Требуется модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, что актуально для специализированных медицинских организаций, оказывающих услуги в том числе населению других субъектов Российской Федерации.
В связи с высокой загруженностью автомобильных дорог реализация транспортно-логистического потенциала региона значительно снижается.
Екатеринбургская агломерация – одна из крупнейших в Российской Федерации – нуждается в формировании сбалансированной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей мобильность трудовых ресурсов и транспортное обслуживание населения городов высокоэффективными видами транспорта (городская электричка).
Актуальными задачами остаются снижение дефицита квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров для промышленных предприятий, реконструкция зданий профессиональных образовательных организаций, а также оснащение учебных лабораторий современным оборудованием.
Вследствие высокой степени износа коммунальной инфраструктуры региона необходимы строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
Для решения указанных проблем требуется привлечение дополнительных ресурсов, в том числе софинансирование за счет средств федерального бюджета.
С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) включить при формировании проекта федерального бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов мероприятия по строительству комплекса зданий федерального государственного бюджетного учреждения «Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества» Министерства здравоохранения Российской Федерации в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2023 года № 267-р перечень объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, входящий в систему документов комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство»;
2) рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, следующих мероприятий:
строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в городе Кушве, поселке Баранчинский Кушвинского городского округа;
реконструкция системы водоснабжения в поселке Баранчинский Кушвинского городского округа;
3) рассмотреть предложения Правительства Свердловской области о включении в федеральный проект «Развитие общественного транспорта» мероприятия по реализации проекта «Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо» (маршрут «Юго-Западный»), в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;
4) рассмотреть повторно при участии открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» с учетом дополнительных обосновывающих материалов, представленных Правительством Свердловской области, вопрос о реализации проекта «Сухой порт» в части создания меридионального транспортного коридора «Екатеринбург – арктические порты Ямала», в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;
5) рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596, а также в формируемый план дорожной деятельности на 2025–2029 годы следующих мероприятий:
реконструкция автомобильной дороги Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога на участке км 10+225 – км 24+380 на территориях муниципального образования «город Екатеринбург» и Березовского городского округа (в том числе транспортной развязки на км 23+406);
строительство автомобильной дороги «Подъезд к транспортно-логистическому центру «Большое Седельниково» от 81 км автомобильной дороги Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога» на территориях муниципального образования «город Екатеринбург» и Сысертского городского округа (этапы 1.1 и 1.2);
6) рассмотреть с учетом подпункта «а» пункта 2 перечня поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, утвержденного Президентом Российской Федерации 4 июня 2023 года № Пр1118ГС, предложения Правительства Свердловской области по софинансированию, в том числе с привлечением внебюджетных источников, мероприятий по капитальному ремонту и оснащению оборудованием зданий следующих профессиональных образовательных организаций, входящих в межотраслевой образовательно-производственный кластер Свердловской области:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций»;
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» и государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургский колледж транспортного строительства» при условии представления Правительством Свердловской области необходимой документации и обосновывающих материалов.
2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении в государственную программу Российской Федерации «Развитие транспортной системы», а также в формируемый план дорожной деятельности на 2025–2029 годы мероприятия по строительству и реконструкции линейного объекта улично-дорожной сети от улицы Шефской до Екатеринбургской кольцевой автомобильной дороги в направлении выезда на Режевской тракт (в границах муниципального образования «город Екатеринбург») при условии представления Правительством Свердловской области необходимой документации и обосновывающих материалов.
3. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть при разработке проекта плана реализации стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года предложения Правительства Свердловской области по включению в указанный план проекта «Сухой порт» в части создания меридионального транспортного коридора «Екатеринбург – арктические порты Ямала»).
4. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о включении Свердловской области в число субъектов Российской Федерации, осуществление деятельности на территориях которых предусматривает возможность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию тепличных комплексов, льготных кредитов в соответствии с Порядком определения направлений целевого использования льготных кредитов, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 февраля 2024 года № 61.
5. Рекомендовать Правительству Свердловской области:
1) представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения, заявки и финансово-экономические обоснования, в том числе с указанием подтвержденных источников внебюджетного финансирования при необходимости, для реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении;
2) представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую документацию и обосновывающие материалы для софинансирования, в том числе с привлечением внебюджетных источников, мероприятий по капитальному ремонту и оснащению оборудованием зданий государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» и государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургский колледж транспортного строительства», входящих в межотраслевой образовательно-производственный кластер Свердловской области;
3) включить в комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры Свердловской области до 2030 года мероприятия по строительству очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод в городе Кушве, поселке Баранчинский Кушвинского городского округа, реконструкции системы водоснабжения в поселке Баранчинский Кушвинского городского округа;
4) разработать и утвердить региональную программу повышения объемов утилизации отходов, включающую приоритетное использование золошлаковых материалов, в том числе при реализации проектов по строительству автомобильных дорог;
5) принять участие в реализации национального проекта «Туризм и гостеприимство» после его утверждения в установленном порядке в целях увеличения номерного гостиничного фонда, в том числе за счет строительства модульных некапитальных средств размещения, и обеспечения увеличения туристского потока в Свердловскую область;
6) обеспечить формирование образовательных программ среднего профессионального образования с учетом потребностей Свердловской области в кадрах, а также не допускать снижения объема контрольных цифр приема на обучение по таким программам.
6. Предложить Правительству Свердловской области разработать план мероприятий по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Рекомендовать сенаторам Российской Федерации – представителям от Свердловской области:
1) обеспечить в ходе реализации настоящего постановления содействие органам государственной власти Свердловской области, в том числе при их взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти;
2) проинформировать Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в июле 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июле 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.
9. Предложить Правительству Свердловской области проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в июле 2025 года о ходе реализации настоящего постановления.
10. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период осенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
6 ноября 2024 года
№ 463-СФ