Постановления СФ

Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году

Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) в 2020 году проведено 244 контрольных и 59 экспертно-аналитических мероприятий, а также 31 иное мероприятие по оперативному анализу исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и оценке деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

По поручениям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям сенаторов Российской Федерации проведено 22 мероприятия. Осуществлено 10 совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

В 2020 году Счетной палатой в ходе внешнего государственного аудита было выявлено 3 698 нарушений на сумму 355,5 млрд рублей. Почти треть этой суммы (108,7 млрд рублей) связана с нарушениями, допущенными при осуществлении закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и нужд отдельных видов юридических лиц, большую часть из которых (96,3 млрд рублей) составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов.

Выявлено 1 491 нарушение при формировании и исполнении федерального бюджета на сумму около 70,6 млрд рублей, основную долю которых составляют нарушения, допущенные при исполнении федерального бюджета.

Установлено 60 нарушений, связанных с неэффективным использованием средств федерального бюджета и иных ресурсов, на общую сумму 20,6 млрд рублей.

Всего в 2020 году Счетной палатой был обеспечен возврат средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и бюджет Союзного государства в размере 16,4 млрд рублей, предотвращено незаконное расходование средств федерального бюджета в сумме 100,3 млн рублей.

Была проведена экспертиза 1 476 проектов нормативных правовых актов.

По итогам проведения мероприятий Счетной палатой направлено участникам бюджетного процесса 252 представления, 10 предписаний, 326 информационных писем и 869 рекомендаций.

В правоохранительные органы и органы государственной безопасности направлено 9 материалов. В Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлено 43 материала.

По результатам проведения контрольных мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 148 должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.

В целях повышения эффективности государственного управления и расходования бюджетных средств Счетная палата продолжает работу по созданию системы долговременного учета и мониторинга приоритетных рекомендаций.

Проведенные в 2020 году контрольные, экспертно-аналитические и иные мероприятия Счетной палаты позволили выявить ключевые проблемы, возникающие в ходе достижения национальных целей развития Российской Федерации и реализации национальных и региональных проектов.

По итогам обсуждения отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году.

2. Признать работу Счетной палаты удовлетворительной.

3. Рекомендовать Счетной палате:

1) осуществлять мониторинг:

практики применения законодательства об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

разработки и реализации документов стратегического планирования, национальных проектов (программ), направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации;

исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и реализации положений законодательства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выполнения мероприятий национального проекта «Демография»;

достижения целевого показателя «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», а также реализации рисков недостижения этого целевого показателя с целью своевременной разработки рекомендаций по их минимизации;

мер государственной политики, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции;

2) рассмотреть возможность:

проведения анализа реализации Федерального закона от 8 декабря 2020 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“ в части организации и оплаты медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти;

направления в контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря года, предшествующего планируемому, информации о сроках проведения совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с целью их включения в планы работы этих контрольно-счетных органов на планируемый год;

проведения экспертно-аналитического мероприятия по анализу исполнения поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам развития газификации субъектов Российской Федерации;

проведения мероприятий по оценке эффективности использования средств и анализу мер государственной поддержки, принятых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в части: влияния мер социальной поддержки граждан на уровень доходов населения; влияния мер государственной поддержки субъектов экономической деятельности на уровень поступления налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) разработать для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации методические рекомендации по применению опыта проведения экспертно-аналитического мероприятия «Анализ создания и эксплуатации федеральных государственных информационных систем в области экологической безопасности и охраны окружающей среды в 2015–2020 годах», в ходе которого проводились стратегический аудит государственных информационных систем и оценка политических, экономических, социальных, технологических, экологических и юридических факторов влияния на экологическую безопасность;

4) организовать мониторинг реализации полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по внесению в объекты аудита представлений и предписаний по результатам проведения контрольных мероприятий в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и исполнения внесенных представлений и предписаний;

5) продолжить взаимодействие с Правительством Российской Федерации по вопросам перехода от внутреннего финансового аудита к внутреннему аудиту в организациях бюджетной сферы;

6) формировать по итогам работы за год предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по направлениям деятельности Счетной палаты.

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения сроков составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности».

5. Направить настоящее постановление в Правительство Российской Федерации и Счетную палату.

6. Счетной палате проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 2021 году о ходе реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
14 апреля 2021 года
№ 141-СФ