Заслушав информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и геологическому изучению недр Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Добыча полезных ископаемых и их переработка являются базовыми составляющими промышленности России. Российская Федерация остается одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, угля, железных руд, цветных металлов, золота, платины и алмазов, занимая важнейшие позиции на мировом ресурсно-сырьевом рынке. Геологическая отрасль обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы основных видов полезных ископаемых, а также геополитическое присутствие страны в Арктике, Антарктике и Мировом океане.
Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание формированию и совершенствованию нормативно-правового обеспечения в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр. Поддержаны и реализованы большинство предложений палаты, содержащихся в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 октября 2008 года № 347-СФ «О состоянии геологического изучения недр в Российской Федерации» и от 18 июня 2014 года № 257-СФ «О состоянии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов», в рамках которой реализуется подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр„.
Правительство Российской Федерации продолжает целенаправленную работу по подготовке к утверждению Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, направленной на создание условий для долгосрочного устойчивого обеспечения минеральным сырьем экономики России и ее обязательств по экспорту полезных ископаемых.
В результате проведенных в Российской Федерации в 2013–2017 годах геолого-разведочных работ достигнуто воспроизводство основных стратегических видов полезных ископаемых: нефти, газа, золота, платиноидов, меди, молибдена, циркония. За указанный период открыто 350 месторождений твердых полезных ископаемых и 270 месторождений нефти и газа.
Вместе с тем, несмотря на принятые меры по совершенствованию правового регулирования в сфере недропользования и повышению инвестиционной привлекательности объектов геологического изучения, сохраняется тенденция снижения показателей воспроизводства по отдельным видам полезных ископаемых, в том числе стратегического назначения, таким как алмазы, олово, серебро, свинец.
Среди основных факторов, сдерживающих воспроизводство минерально-сырьевой базы, необходимо отметить: недостаточное финансирование региональных геолого-разведочных работ; сокращение поискового задела (количества подготовленных для детальных геолого-разведочных работ участков недр с локализованными ресурсами); недостаточные объемы фундаментальных исследований в сфере прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых; отсутствие единых критериев принятия решений о переходе права пользования участками недр к другому пользователю недр; неразвитость отечественного рынка сервисных услуг в сфере недропользования и оборудования для проведения геолого-разведочных работ; техническую и технологическую зависимость геологической отрасли от поставок импортного оборудования и программных средств; недостаточный уровень информатизации в сфере недропользования; отсутствие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда при производстве геолого-разведочных работ.
В государственных программах Российской Федерации в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья уделяется мало внимания применению методов увеличения нефтеотдачи пластов, которые позволяют повысить коэффициент извлечения нефти на разрабатываемых месторождениях и вовлечь в разработку трудноизвлекаемые запасы.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации о реализации мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы и геологическому изучению недр Российской Федерации.
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:
№ 223906–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ в части предоставления права пользования участками недр федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения„;
№ 277764–7 «О внесении изменений в статью 29 Закона Российской Федерации „О недрах“;
№ 288750–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О недрах“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии»;
№ 496293–7 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)».
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной политики
в сфере разработки и внедрения современных методов увеличения нефтеотдачи пластов, обеспечивающих прирост извлекаемых запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов;
2) включить в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год разработку проекта федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего определение современных методов увеличения нефтеотдачи пластов, а также условие
об обязательном внедрении пользователями недр современных методов увеличения нефтеотдачи пластов в качестве основания применения стимулирующих мер налогового регулирования;
3) учесть в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2035 года потребности экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах;
4) провести анализ действующих долгосрочных энергетических стратегий основных государств – производителей энергоресурсов и государств – участников Организации стран – экспортеров нефти с целью выработки предложений по принятию соответствующих документов стратегического планирования в области топливно-энергетического комплекса Российской Федерации;
5) продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в части:
конкретизации правовых норм, касающихся геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
установления единых критериев принятия решений о переходе права пользования участками недр к другому пользователю недр;
применения налоговых механизмов стимулирования геолого-разведочной деятельности, предусматривающих введение повышающего коэффициента к затратам на геолого-разведочные работы по рисковым проектам, реализуемым в пределах морских акваторий и суши Российской Федерации;
расширения перечня субъектов Российской Федерации, для которых с учетом их сложных природно-климатических и экономико-географических условий предельный срок геологического изучения недр увеличен с пяти до семи лет;
изменения критерия отнесения к участкам недр федерального значения участков недр, содержащих коренные (рудные) месторождения с запасами золота, в части увеличения порогового значения с 50 до 200 тонн;
упрощения порядка государственной регистрации прав на земельные участки различных категорий, предоставляемые в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами, а также порядка постановки на государственный кадастровый учет лесных участков, предназначенных для использования в целях выполнения работ по геологическому изучению недр;
повышения ответственности пользователя недр за нарушение условий лицензии на пользование недрами о выполнении требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды;
установления единой процедуры предоставления права пользования природными ресурсами, в том числе в сфере пользования недрами, в форме электронного аукциона;
утверждения плана мероприятий (»дорожной карты») по освоению нефтяных месторождений и увеличению объемов добычи нефти в Российской Федерации;
внедрения системы коммерческого учета добычи природных минеральных вод, предусматривающей обязательное пломбирование приборов учета воды и элементов технологической схемы, а также внедрения автоматизированной системы контроля за добычей минеральных вод;
6) внести изменения в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных
в пользование, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 429, в части:
снятия 20-процентного ограничения по присоединяемым запасам полезных ископаемых при расширении границ участка недр;
установления возможности объединения или разделения участков недр, предоставленных пользователям недр, в случае целесообразности их совместного или раздельного освоения;
7) разработать и реализовать меры государственной поддержки отечественных производителей оборудования
и аппаратуры для геологического изучения недр, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, участвующих в конверсии;
8) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований и создания дополнительных механизмов привлечения частных инвестиций для финансирования работ по региональному геологическому изучению недр;
9) осуществить анализ деятельности акционерного общества «Росгеология„ в качестве исполнителя мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, предусмотренных подпрограммой „Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр“ государственной программы Российской Федерации „Воспроизводство и использование природных ресурсов“, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 322, и принять меры по повышению эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию указанных мероприятий;
10) разработать комплекс мер по привлечению венчурного капитала, применению механизма льготного заемного финансирования для реализации поисковых геолого-разведочных работ, в том числе с использованием средств акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона»;
11) продолжить работу по согласованию с Комиссией по границам континентального шельфа, созданной Организацией Объединенных Наций, предложений Российской Федерации о расширении внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
12) ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации, определяющего федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные выдавать предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации заключения, необходимые для осуществления юридически значимых действий в отношении наименования места происхождения товара, а также осуществлять контроль за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара;
13) рассмотреть возможность внесения изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 года № 643, в части разрешения добычи на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах минеральных, в том числе термальных и радоновых, вод;
14) рассмотреть возможность разработки проекта государственной программы Российской Федерации по устойчивому водообеспечению Республики Крым;
15) оказывать субъектам Российской Федерации, в том числе Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, необходимую государственную поддержку в проведении работ по поиску и разведке подземных вод для целей питьевого водоснабжения;
16) рассмотреть вопросы:
об увеличении уровня софинансирования из федерального бюджета расходов на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона „Красный Бор“;
о возможности привлечения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» к реализации мероприятий
по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений полигона „Красный Бор“;
о финансировании из федерального бюджета расходов на реализацию мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах размещения отходов открытого акционерного общества «Электроцинк»;
17) реализовать дополнительные меры, обеспечивающие:
ужесточение контроля за оборотом древесины;
улучшение качества проведения мероприятий по воспроизводству лесов;
повышение инвестиционной привлекательности лесного комплекса;
достоверность и сопоставимость данных об объемах лесных ресурсов, использования лесов и переработки древесины;
стимулирование создания и сохранения защитных лесов;
повышение эффективности управления охотничьим хозяйством в Российской Федерации.
4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1) учесть при доработке проекта Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации механизмы достижения количественных и качественных показателей развития минерально-сырьевой базы страны;
2) продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в части:
применения заявительного принципа получения лицензий на геологическое изучение недр в пределах малоизученных территорий, в том числе территорий Дальневосточного (Республика Бурятия, Забайкальский край) и Сибирского (Иркутская область) федеральных округов;
разработки порядка передачи пользователям недр ранее пробуренных скважин, находящихся на участке недр, предоставленном в пользование;
урегулирования порядка пользования участками недр для сбора палеонтологических материалов (ископаемого бивня мамонта) в коммерческих целях;
3) провести анализ выполнения пользователями недр условия о рекультивации нарушенных в ходе хозяйственной деятельности земель, предусмотренного лицензией на пользование недрами, и оценку эффективности деятельности органов государственного контроля (надзора) по выявлению и устранению нарушений в выполнении пользователями недр указанного условия лицензии на пользование недрами;
4) активизировать работу по внедрению цифровых технологий, ведению аэрокосмической съемки, математической обработке данных дистанционного зондирования при геологическом изучении недр, осуществляемым в том числе за счет привлечения внебюджетных источников финансирования.
5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос об организации и финансировании разработки технологии подводной разведки и добычи минеральных ресурсов дна Мирового океана.
6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период осенней сессии 2019 года о ходе реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
23 ноября 2018 года
№ 546-СФ