Документы

Постановление

О состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Промышленность имеет решающее влияние на уровень экономического развития любого государства, обеспечивая общество средствами производства и предметами потребления. При этом промышленное производство является одним из основных источников опасности как для человека, так и для окружающей среды.

Цели, принципы, основные направления и задачи государственной политики в сфере промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности определены в:

Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 года № Пр-539; Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года № 198.

В рамках реализации этих и иных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти организована целенаправленная работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования, лицензионной и иной разрешительной и контрольно-надзорной деятельности.

Результатом этой работы стало то, что для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору производственных объектов характерна устойчивая тенденция снижения аварийности и смертельного травматизма. За период с 2010 года количество аварий на опасных производственных объектах снизилось более чем на 40 процентов, количество несчастных случаев со смертельным исходом – на 55 процентов.

Вместе с тем по‑прежнему высоки риски крупных промышленных аварий, обусловленных низкой технологической и трудовой дисциплиной в эксплуатирующих организациях, недостаточной квалификацией персонала, низким качеством проектных и технических решений, некачественным или несвоевременным выполнением работ по обслуживанию и ремонту оборудования. Одним из основных факторов риска аварий на опасных производственных объектах является старение основных производственных фондов предприятий (технологического оборудования, зданий и сооружений).

Переход к риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности, категорирование объектов по классам опасности, особенности размещения производственных объектов требуют совершенствования подходов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, включая внедрение информационных систем и дистанционного мониторинга, в областях, связанных с технологической безопасностью. Это позволит перераспределить ограниченные временны́е, кадровые и финансовые ресурсы в соответствии с имеющимися рисками.

Существующие угрозы обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования в сферах, обеспечивающих технологическую безопасность национальной экономики. Требуется повышение качества научно-технического, кадрового и материального обеспечения исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о состоянии промышленной, энергетической, ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации и мерах по повышению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий на производственных объектах.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

ускорить подготовку и представление Президенту Российской Федерации проекта основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации, учитывающей современные вызовы в данной сфере;

ускорить утверждение плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу;

проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих повышение роли и ответственности владельцев эксплуатирующих организаций за соблюдение ими обязательных требований в сфере технологической безопасности;

сформировать систему организаций научно-технической поддержки государственного контроля и надзора в области промышленной безопасности;

проработать вопрос о создании государственного учебного центра по подготовке профессиональных кадров для исполнительных органов государственной власти Российской Федерации в области промышленной безопасности, служб производственного контроля эксплуатирующих организаций,

а также о повышении размера заработной платы инспекторского состава указанных надзорных органов до среднего размера заработной платы инженерно-технических работников эксплуатирующих организаций;

поручить федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим разработку отраслевых документов стратегического планирования, предусматривать в них целевые показатели модернизации основных производственных фондов, снижения аварийности и смертельного травматизма

в соответствующих отраслях национальной экономики;

разработать комплекс мер, направленных на стимулирование использования отходов производства и потребления в качестве вторичного сырья в отраслях промышленности, в том числе включив соответствующие целевые показатели (индикаторы) в государственные программы Российской Федерации и отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о закреплении за соответствующими федеральными органами исполнительной власти функций по нормативно-правовому регулированию в сфере вовлечения отходов производства и потребления в производственные процессы в качестве дополнительных источников сырья, а также функций по контролю и надзору в этой сфере.

3. Рекомендовать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:

продолжить внедрение риск-ориентированной модели организации всех видов контрольно-надзорной деятельности;

развивать дистанционные методы контроля и мониторинга технологической безопасности с использованием существующих наработок в этом направлении.

4. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

учитывать при разработке документов территориального планирования необходимость максимального удаления от густонаселенных территорий либо ликвидации опасных производственных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации;

разработать дополнительные мероприятия, направленные на повышение уровня антитеррористической защищенности опасных производственных объектов, и обеспечить их проведение.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года

о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
13 июля 2018 года
№ 269-СФ