Заслушав информацию Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о результатах и основных проблемах осуществления надзора за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере финансово-бюджетного контроля и о надзоре в субъектах Российской Федерации, а также принимая во внимание информацию Счетной палаты Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В 2011 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами проведены 16 021 ревизия и проверка в финансово-бюджетной сфере. Проведены проверки в 37 субъектах Российской Федерации, в ходе которых проверено 70 контрольных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В ходе контрольных и надзорных мероприятий в 2011 году проверено распределение и использование 3 928,1 млрд. рублей, в том числе 1 831,2 млрд. рублей из средств федерального бюджета (31 процент от общей суммы расходов федерального бюджета).
Вместе с тем Федеральной службой финансово-бюджетного надзора из‑за отсутствия административных регламентов исполняются не в полном объеме такие государственные функции, как функция по контролю и надзору за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре (не исполняется более четырех лет), а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора неэффективно проводилась работа по взысканию штрафов за нарушение бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации. За 2009–2011 годы задолженность по уплате штрафов увеличилась более чем в 59 раз и составила 423,8 млрд. рублей. Невозможная к взысканию задолженность по уплате штрафов (задолженность с истекшим сроком исковой давности три года) за 2009–2010 годы увеличилась более чем в 23 раза и составила 1,1 млрд. рублей.
Таким образом, назрела необходимость в комплексном реформировании системы государственного (муниципального) финансового контроля и определении единых критериев его осуществления.
В целях повышения качества управления бюджетным процессом необходимо установить правовые и методологические основы государственного (муниципального) финансового контроля, а также ужесточить меры принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, необходимо установить единые требования к определению степени эффективности использования бюджетных средств.
Нуждается в совершенствовании и система подготовки и повышения квалификации кадров в области государственного (муниципального) финансового контроля.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах отмечалось, что в 2011 году необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части государственного (муниципального) финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Счетной палаты Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
а) внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
б) разработать предложения по ужесточению мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации;
в) принять меры по созданию и развитию современных механизмов внутреннего аудита, систем управления рисками и антикоррупционной безопасности в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) рассмотреть вопрос об осуществлении Федеральной службой финансово-бюджетного надзора возложенных на нее полномочий в целях их конкретизации и устранения избыточных функций;
д) усовершенствовать процедуру взыскания задолженности по уплате штрафов, наложенных за нарушение бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации;
е) разработать порядок признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по штрафам за нарушение бюджетного и валютного законодательства Российской Федерации.
3. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации утвердить в кратчайшие сроки следующие административные регламенты Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственных функций:
по контролю и надзору за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
4. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов № 217130–4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и № 217136–4 «О внесении изменений в Федеральный закон „О Счетной палате Российской Федерации“ о наделении Счетной палаты Российской Федерации полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать в первом квартале 2013 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о выполнении предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
7. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2013 года о ходе реализации настоящего постановления.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Москва
27 июня 2012 года
№ 192-СФ