Документы

Постановление

О развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации

Заслушав информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Туризм является важным направлением экономической деятельности, влияющим как на развитие экономики в целом, так и отдельных ее отраслей и направлений: транспорта, строительства, торговли, сельского хозяйства, а также общественного питания, производства сувенирной продукции, услуг туристических компаний, коллективных средств размещения и связи. Въездной туризм способствует притоку финансовых средств, которые стимулируют развитие экономики принимающих субъектов Российской Федерации.

С 2014 года в туристской отрасли России наметилась тенденция стабильного качественного роста. Внутренний туристский поток в 2017 году превысил 56,5 млн. человек. Общий въездной туристский поток, по данным Федеральной службы государственной статистики, сохранился примерно на уровне 2016 года и составил 24,4 млн. человек. С 2014 года благодаря активному развитию туристской отрасли появилось более 250 тыс. новых рабочих мест. За тот же период налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности выросли на 18,6 процента.

Основополагающими документами, регулирующими вопросы внутреннего и въездного туризма, являются Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года № 941-р, государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 317, федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644. Указанная федеральная целевая программа имеет высокую степень эффективности: частные инвестиции в туристскую отрасль составили 61,5 млрд. рублей (в среднем 2,7 рубля из внебюджетных источников на один рубль из федерального бюджета).

Продолжается совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей государственную политику в сфере туризма. В настоящее время ведется работа над проектом федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». Целью новой программы является создание условий для эффективного развития сферы туризма с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт на 70 процентов –
до 5,33 трлн. рублей (с 3,49 до 5 процентов).

Однако эффективное целенаправленное развитие туристской отрасли позволяет рассчитывать на более высокие результаты. Ее вклад в валовой внутренний продукт может составить от 7 до 10 процентов. Для достижения таких показателей необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере туризма, в том числе по вопросам статистического учета внутреннего туристского потока, создать современную модель межведомственного взаимодействия по вопросам развития туристской отрасли, стимулировать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к активному развитию на их территориях приоритетных направлений развития туризма. Защите прав и обеспечению безопасности туристов будет способствовать законодательное закрепление обязанности туроператоров и турагентов по использованию государственной информационной системы «Электронная путевка».

Важными условиями дальнейшего развития внутреннего и въездного туризма как фактора экономического роста Российской Федерации являются развитие и реконструкция туристской, транспортной, коммунальной, информационной, социальной и иных инфраструктур, привлечение инвестиций, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности. Одним из способов увеличения въездного туристского потока может стать дальнейшее упрощение визового режима, в том числе путем распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Необходимы современный подход к формированию и продвижению туристского продукта в сфере внутреннего и въездного туризма на внутреннем и мировом туристских рынках, в том числе с использованием новых информационных технологий, а также повышение качества предоставляемых услуг, снижение влияния сезонного фактора, развитие социального, экологического, медицинского и других видов туризма, подготовка квалифицированных кадров в сфере туризма.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федерального агентства по туризму о развитии внутреннего и въездного туризма как факторе экономического роста Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проектов федеральных законов:

№ 876688–6 «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации»;

№ 405915–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“, статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Калининградской области“ и в статью 11 Федерального закона „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ в части распространения упрощенного порядка въезда иностранных граждан по электронным визам на территории воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, установление административной ответственности за нарушение условий оказания услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;

2) рассмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов вопросы:

о выделении средств из федерального бюджета в объеме 69,27 млрд. рублей на реализацию федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 872-р;

о предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров, обеспечивающих увеличение внутреннего туристского потока на приоритетных туристских маршрутах;

о финансовой поддержке развития туристских культурно-познавательных маршрутов, разрабатываемых Министерством культуры Российской Федерации, для граждан старшего поколения;

3) рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» в части уточнения правил остановки, стоянки туристских автобусов и закрепления возможности их движения по полосе для маршрутных транспортных средств;

4) рассмотреть возможность продления срока действия
до 2025 года Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года и ее актуализации с учетом возможного изменения показателей развития туристской отрасли, конъюнктуры международных туристских рынков, макроэкономических условий, накопленного практического опыта реализации;

5) ускорить утверждение проекта федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)»;

6) ускорить утверждение приоритетного проекта «Увеличение экспорта туристских услуг»;

7) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение туристских автобусов;

8) рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом;

9) рассмотреть возможность создания методологии статистического учета внутреннего туристского потока, в том числе экскурсантов, с использованием современных информационных технологий в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р;

10) рассмотреть возможность создания методик, позволяющих оценить удельный вес налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от осуществления туристской деятельности и вклада туристской отрасли в прирост валовых региональных продуктов;

11) продолжить работу по уточнению списка государств, гражданам которых в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оформляются электронные визы;

12) рассмотреть вопрос о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения;

13) рассмотреть предложения Федерального агентства по туризму об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации;

14) дать поручение Федеральному агентству по туризму совместно с акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» рассмотреть вопрос о снижении до 5 процентов годовых процентной ставки по кредитным договорам и об установлении особых льготных условий кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

4. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации рассмотреть вопрос о разработке:

проекта федерального закона, направленного на определение категорий сложности туристских маршрутов и установление требований к организации их безопасности, а также требований к безопасности активных видов туризма;

пилотного проекта «Туризм для граждан старшего поколения».

5. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по туризму рассмотреть вопрос о разработке проекта федерального закона, направленного на установление обязанности туроператоров и турагентов по формированию электронных путевок и их размещению в государственной информационной системе «Электронная путевка».

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть возможность:

1) применения упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги коллективных средств размещения, у которых остаточная стоимость основных средств не превышает 300 млн. рублей;

2) не учитывать налоговые доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги коллективных средств размещения, при определении уровня бюджетной обеспеченности для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

7. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации подготовить предложения о расширении производства на территории Российской Федерации туристских автобусов в целях импортозамещения и направить их в Правительство Российской Федерации.

8. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму:

1) рассмотреть в приоритетном порядке объекты, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, объекты, обладающие санаторно-курортным, лечебным, культурно-историческим потенциалом, в том числе туристско-рекреационные кластеры, при отборе инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами Российской Федерации к включению в перечень мероприятий в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)» (согласно приложению);

2) обеспечить дальнейшее продвижение за рубежом туристского потенциала Российской Федерации как перспективного туристского направления, в том числе развитие сети национальных туристических офисов «Visit Russia», в целях увеличения объема въездного туристского потока;

3) подготовить предложения об установлении требований к туристским автобусам, видам туристских автобусов и срокам их эксплуатации и направить их в Правительство Российской Федерации;

4) разработать комплекс мер по обеспечению информирования граждан Российской Федерации, иностранных граждан, заинтересованных организаций, в том числе медицинских, о курортно-рекреационных возможностях Российской Федерации;

5) активизировать деятельность по двустороннему и многостороннему взаимодействию в сфере туризма с государствами – членами Евразийского экономического союза и государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

9. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с Федеральным казначейством обеспечить контроль за соблюдением условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

10. Рекомендовать Федеральному агентству по туризму совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения о дополнительных мерах государственной поддержки приоритетных направлений развития туризма в муниципальных образованиях для включения в проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2019–2025 годы)».

11. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о включении оказываемых физическим лицам услуг экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками и инструкторами-проводниками, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в перечень услуг, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с пунктом 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) рассмотреть совместно с представительными органами муниципальных образований вопрос об установлении минимальной налоговой ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, отнесенных к землям рекреационного назначения.

12. Рекомендовать органам государственной власти Республики Крым, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о ходе и результатах эксперимента по развитию курортной инфраструктуры.

13. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года
о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

14. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2019 года о реализации настоящего постановления.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

16. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

30 мая 2018 года

№ 188-СФ