Документы

Постановление

О проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения

Заслушав информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Дальний Восток России в силу своего географического, геополитического, транспортного расположения, ресурсного, экономического, этнокультурного и кадрового потенциалов имеет важное стратегическое значение для Российской Федерации.

В состав Дальневосточного федерального округа

(далее – ДФО) входят 9 субъектов Российской Федерации, которые занимают 36 процентов территории Российской Федерации. На этой территории проживает 6,2 млн. человек, или 4,2 процента населения России. Здесь сосредоточены значительные запасы природных ресурсов: рудные и нерудные полезные ископаемые, водные биологические, гидроэнергетические, лесные, рекреационные и другие ресурсы. По территории ДФО проходят важнейшие евроазиатские транспортные коридоры – Транссибирская магистраль, «Приморье-1», «Приморье-2», Северный морской путь, а также другие транспортные коммуникации, связывающие Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР).

Несмотря на преимущества геополитического положения ДФО, субъекты Российской Федерации, входящие в его состав, по основным социально-экономическим показателям находятся ниже среднероссийского уровня. Главными проблемами, сдерживающими их развитие, являются: миграционный отток населения (численность населения сократилась с 8,1 млн. человек в 1991 году до 6,2 млн. человек в 2016 году), низкий уровень жизни населения (15,3 процента населения имеет доходы ниже прожиточного минимума при среднероссийском показателе 13,3 процента), высокая составляющая транспортных затрат при перевозке грузов и пассажиров в европейскую часть страны и в обратном направлении, высокие тарифы на энергетические ресурсы и цены на нефтепродукты, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктур, недостаток инвестиционных ресурсов.

Курс на ускоренное развитие Дальнего Востока является одним из приоритетных направлений государственной политики, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В целях решения указанных проблем и обеспечения опережающего социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, основополагающее значение имеет разработка комплекса организационных, финансовых, правовых механизмов и их эффективное использование.

За последние годы в основном сформированы институциональная и законодательная основы развития Дальнего Востока.

В настоящее время осуществляют деятельность специально созданные Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, функционируют акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», автономные некоммерческие организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке».

На федеральном уровне принят ряд документов, в которых в целом определены приоритеты государственной политики социально-экономического развития Дальнего Востока: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р; Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 1298-р.

Одним из важнейших инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года является государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 308, в которой определены основные направления опережающего развития Дальнего Востока и Байкальского региона и механизмы его достижения. Кроме того, специальные разделы, направленные на обеспечение опережающего развития Дальнего Востока, формируются и в других государственных программах Российской Федерации.

Для решения задач по развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, приняты федеральные законы, предусматривающие введение различных инструментов развития, в том числе принципиально новых, направленных на создание максимально благоприятной среды для привлечения инвестиций, стимулирования деловой активности, улучшения демографической ситуации. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», «О свободном порте Владивосток», «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Принятые меры по интенсификации развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, принесли первые положительные результаты: наметились прирост валового регионального продукта и рост доходов населения, наблюдается позитивная динамика в развитии внешней торговли и привлечении иностранных инвестиций. Вместе с тем практика показывает, что используемые механизмы и инструменты развития Дальнего Востока требуют дальнейшего совершенствования.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока о проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) обеспечить создание на Дальнем Востоке конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами АТР) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для опережающего развития экономики и социальной сферы, а также достижения показателей качества жизни населения и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока выше среднероссийского уровня;

2) учитывать при разработке и утверждении стратегии пространственного развития Российской Федерации необходимость масштабного освоения пространства и заселения территории Дальнего Востока;

3) разработать программу территориального развития ДФО, обеспечивающую взаимосвязь государственных программ Российской Федерации, которые направлены на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы по территориальному принципу, определив Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в качестве администратора указанной программы, осуществляющего в том числе контроль и координацию деятельности в данной сфере федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и федеральных инфраструктурных компаний;

4) завершить работу по формированию в соответствующих государственных программах Российской Федерации разделов, включающих мероприятия по опережающему развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с учетом обеспечения согласованности и сбалансированности показателей социально-экономического развития, предусматривающих в условиях ресурсных ограничений и рисков поэтапное достижение показателей на уровне выше средних значений по Российской Федерации, а также с учетом необходимости согласования указанных разделов с заинтересованными субъектами Российской Федерации;

5) принять меры по строительству, реконструкции и оснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на территории ДФО, в том числе предусматривающие восстановление их финансирования в рамках федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2021 годы)» и синхронизацию со сроками ввода в эксплуатацию объектов строящейся трансграничной транспортной инфраструктуры;

6) предусмотреть при доработке пилотной государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» финансирование мероприятий по восстановлению и развитию сети аэропортов на территории ДФО;

7) предусмотреть при формировании раздела по опережающему развитию Дальнего Востока государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 321, строительство новых генерирующих мощностей для покрытия существующих и перспективных электрических и тепловых нагрузок, развитие электросетевой инфраструктуры в целях поэтапной ликвидации изолированных энергосистем на территории ДФО;

8) рассмотреть вопрос о наделении Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока полномочиями по согласованию плановых и программно-целевых документов, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием на территории ДФО, а также полномочиями по контролю за их исполнением;

9) рассмотреть вопрос о целесообразности распространения полномочий Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока на территорию Байкальского региона (Республика Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область);

10) учитывать при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, и инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в составе нормативных расходов затраты на реализацию мероприятий, направленных на достижение показателей социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации, уровень которых должен быть выше средних значений по Российской Федерации, а также мероприятий, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона»;

11) рассмотреть возможность финансирования на постоянной основе за счет средств федерального бюджета мероприятий комплексных планов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО;

12) рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на субсидирование воздушных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России и частичного перераспределения квот на билеты по льготным ценам в пользу периода летних отпусков;

13) обеспечить своевременное и в полном объеме выделение средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, предусмотренных Концепцией развития острова Русский, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 1134-р, в том числе на строительство второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета;

14) разработать комплекс мер по созданию благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов по выращиванию особо ценных и востребованных объектов морской аквакультуры;

15) обеспечить в целях исполнения Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

проведение комплексных кадастровых работ на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав ДФО, с целью достижения исчерпывающего свода сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ земельных участков;

проведение комплекса картографо-геодезических работ с целью создания актуальной картографической основы соответствующего масштаба на территориях, востребованных гражданами, для предоставления земельных участков;

приведение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, а в случае отсутствия таких документов – их разработку и принятие;

совершенствование федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков в части внесения в нее границ населенных пунктов и муниципальных образований, территориальных зон, охотничьих угодий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, лесопарков, береговых линий, водоохранных зон, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории, установленными в отношении водных объектов;

16) предусмотреть при подготовке изменений в Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возможность предоставления дополнительных земельных участков гражданам, получившим в соответствии с указанным Федеральным законом земельный участок в собственность или аренду.

3. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

4. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2019 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

15 декабря 2017 года

№ 525-СФ