Рассмотрев в рамках Дней Кировской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 21–22 марта 2017 года, вопросы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Кировская область – одна из крупнейших в Нечерноземной зоне Российской Федерации. Основным природным богатством области является лес, который занимает более 60 процентов ее территории. По объемам заготовки древесины и деревообработки область находится на ведущих позициях в Приволжском федеральном округе и входит в число крупнейших производителей европейской части России.
Основу минерально-сырьевой базы Кировской области составляют торф, фосфориты, стекольные пески, карбонатные породы, песчано-гравийная смесь, глины различного назначения, лечебные грязи, минеральные и пресные подземные воды.
В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес стабильно занимает промышленность. Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности в Кировской области традиционно являются химическое производство, машиностроительный комплекс, металлургическое производство, обработка древесины и производство изделий из дерева, а также пищевая промышленность. Регион полностью обеспечивает себя молочной продукцией. По надоям на одну корову Кировская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе и пятое место в Российской Федерации, по объемам производства молока в сельскохозяйственных организациях – третье место в Приволжском федеральном округе, а по темпам роста этого показателя – второе место.
Отличительная особенность области – высокий образовательный и профессиональный уровень рабочих и инженерно-технических кадров. Ежегодно кировские образовательные организации высшего образования выпускают более 9 тысяч специалистов для разных сфер деятельности (промышленность, сельское хозяйство, биотехнологии, медицина). В Кировской области сосредоточен мощный комплекс крупных научно-исследовательских и проектных институтов, научно-производственных предприятий и объединений. Это создает благоприятные условия для развития базовых отраслей экономики региона.
Среди основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие Кировской области, можно выделить следующие: высокий удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде; наличие монопрофильных поселений; неудовлетворительное состояние дорожного полотна; недостаток собственных финансовых ресурсов для дальнейшего развития, в том числе для реализации инфраструктурных проектов.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
1) совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с целью увеличения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и исполнения в полном объеме возложенных на регионы полномочий;
2) увеличения объемов субсидий, предоставляемых из федерального бюджета уполномоченным банкам на возмещение недополученных доходов по льготным краткосрочным и инвестиционным кредитам на развитие агропромышленного комплекса Кировской области;
3) включения в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 326, мероприятий по разработке и реализации проекта «Реабилитация загрязненных территорий в районе Кирово-Чепецкого промышленного узла»;
4) выделения дополнительных бюджетных ассигнований в целях развития транспортной системы Кировской области, увеличения пассажирского и грузового потока, а также повышения туристического потенциала региона на строительство:
объекта «Путепровод с реконструкцией улицы Ивана Попова от улицы Щорса до улицы Чистопрудненской в городе Кирове»;
автомобильной дороги «Западный обход г. Кирова», включив объект в подпрограмму «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 319;
5) выделения бюджетных ассигнований при формировании проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
на проведение капитального ремонта здания филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Кировский государственный цирк»;
на строительство новых многофункциональных культурных центров в следующих населенных пунктах Кировской области: селе Рождественское Уржумского района, поселке городского типа Тужа Тужинского района, поселке Соколовка Зуевского района.
2. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть возможность:
1) подготовки предложений о внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года № 922, в части предоставления субсидий из федерального бюджета на проведение работ по агрохимическому обеспечению земель сельскохозяйственного назначения в Нечерноземной зоне Российской Федерации, а также на капитальный и текущий ремонт мелиоративных систем;
2) осуществления в целях борьбы с засорением земель борщевиком Сосновского мониторинга его распространения, в том числе с помощью космической съемки, а также подготовки плана по проведению комплекса работ по химическому, механическому и агротехническому уничтожению этого борщевика.
3. Рекомендовать органам государственной власти Кировской области представить в Правительство Российской Федерации финансово-экономические обоснования целесообразности реализации мер, предусмотренных подпунктами 2–5 пункта 1 настоящего постановления.
4. Рекомендовать Законодательному Собранию Кировской области в порядке реализации права законодательной инициативы разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:
1) о внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части установления следующих дополнительных оснований для отказа в допуске к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений: наличие задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов; совершение заявителем незаконной рубки лесных насаждений;
2) о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части применения механизма заключения договора о целевом приеме для получения среднего профессионального образования.
5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
6. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО
Москва
12 апреля 2017 года
№ 102-СФ