Документы

Постановление

О региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации

Заслушав информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина о региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Цели и приоритетные задачи реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации определены Основами государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации

от 16 января 2017 года № 13. Результатом реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации в социальной сфере должно стать сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности.

Большую роль в достижении позитивных результатов развития социальной сферы в субъектах Российской Федерации сыграл Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Как показывает опыт регионов, принятие эффективных мер позволяет минимизировать негативное влияние диспропорции населения по половому и возрастному составу и содействовать сохранению положительных демографических тенденций.

К числу основных приоритетов региональной политики в сфере социально-экономического развития, осуществляемой в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программой поэтапного совершенствования системы

оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях

на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р, отнесены создание условий для обеспечения права работников на достойный труд, повышение уровня реальной заработной платы, совершенствование политики доходов и повышение качества жизни населения.

Анализ динамики расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что главной тенденцией за последние 15 лет являются опережающие, по сравнению с расходами общего характера, темпы роста социальных расходов регионов. В результате доля социальных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации увеличилась с 39 процентов в 2000 году до 62 процентов в 2015 году.

В субъектах Российской Федерации в основном обеспечивается рост уровня оплаты труда работников государственных учреждений. На 2017, 2018, 2019 годы бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены дотации из федерального бюджета на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в размере 40, 50, 50 млрд. рублей соответственно.

Одновременно с повышением заработной платы работников бюджетной сферы на региональном уровне внедряется система независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы. В целях улучшения работы этих организаций принимаются решения по устранению выявленных по результатам независимой оценки недостатков. В течение 2017 года планируется обеспечить независимую оценку качества оказания услуг 30–35 процентами организаций социальной сферы, а за период 2015–2017 годов в систему независимой оценки качества оказания услуг будет включено около 90 процентов организаций социальной сферы.

К региональным аспектам социальной политики Правительства Российской Федерации относится также совершенствование пенсионного обеспечения. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В 2017 году отмечается существенное уменьшение объемов иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии. Например, Республика Коми получит 223,6 млн. рублей, или 38,6 процента, в то время как в 2016 году показатель софинансирования за счет федерального бюджета составлял 75 процентов (414,3 млн. рублей).

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и макроэкономической ситуацией в стране, с решением стратегических задач по снижению детской смертности и смертности трудоспособного населения, по улучшению качества здравоохранения и профилактике заболеваемости.

Рост качества жизни населения напрямую связан с его занятостью, что предполагает повышение эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе содействие созданию рабочих мест с высокой производительностью, безопасными условиями труда и достойной заработной платой, расширение возможностей трудоустройства для молодежи, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, непосредственно в организации, легализация занятости, совершенствование информирования населения о рынке труда, о возможностях трудоустройства в различных субъектах Российской Федерации.

С этой целью необходимо развитие мобильности трудовых ресурсов и системы непрерывного профессионального образования работников с учетом потребностей экономики, возрождение системы профессиональной ориентации, что в целом будет способствовать и решению проблемы кадрового обеспечения в регионах.

Удовлетворение потребности в профессиональном обучении женщин, воспитывающих детей, позволит создать условия, обеспечивающие их высокую конкурентоспособность на рынке труда и возможность совмещения обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Существенными проблемами в Российской Федерации являются сложившиеся региональные диспропорции в качестве жизни граждан.

Значительная территориальная дифференциация отмечается в уровнях занятости населения и оплате труда, что связано с неоднородностью регионов по условиям жизни, социально-экономическому развитию, социально-демографическим характеристикам населения и приводит к оттоку населения в ряде субъектов Российской Федерации.

Так, несмотря на принимаемые государством меры, численность населения на Дальнем Востоке с 2010 по 2016 год сократилась на 4 процента. При этом наиболее привлекательными регионами для внутренней миграции граждан являются Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.

Вместе с тем распределение трудовых ресурсов, их качество являются существенными факторами развития регионов, позволяющими снизить территориальную дифференциацию по основным социальным показателям и обеспечить гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство прав граждан и равные возможности при их реализации.

Таким образом, обеспечение сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития является одной из первоочередных задач социальной политики.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина о региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть в первоочередном порядке следующие проекты федеральных законов:

№ 170815–6 «О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам жилой инфраструктуры);

№ 1017773–6 «О внесении изменений в статью 801 Федерального закона „Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (об оказании услуг по посадке инвалидов в пассажирские поезда и высадке их из пассажирских поездов);

№ 1072874–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о расширении направлений использования информационной базы индивидуального (персонифицированного) учета);

№ 17161–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“

(в части возложения на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отдельных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов);

№ 27110–7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством“ и статьи 59 и 78 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“ (в части формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа).

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать совместно с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и представителями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопрос о поэтапном повышении до 2020 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения с учетом региональных особенностей;

2) разработать и утвердить целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграционному приросту на период до 2020 года по каждому субъекту Российской Федерации;

3) предусмотреть увеличение объемов иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в 2017 году региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам при внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;

4) разработать комплекс мер, направленных на обустройство социальной инфраструктуры территорий с низкой плотностью населения;

5) разработать систему показателей оценки уровня и качества жизни сельского населения, позволяющих оценивать результаты социального развития сельских территорий;

6) поручить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

активизировать работу по выполнению плана мероприятий на 2015–2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей

на 2012–2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 года № 167-р, а также плана мероприятий на 2016–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации

от 29 ноября 2016 года № 2539-р;

ускорить разработку проекта Национальной стратегии действий в интересах женщин до 2022 года;

рассмотреть вопрос о необходимости законодательного закрепления срока предоставления технического средства реабилитации инвалиду с учетом сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации для заключения государственного контракта на его поставку;

принять меры по усилению контроля за качеством составления индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов в части уточнения рекомендаций по обеспечению техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных особенностей инвалида;

рассмотреть вопрос об увеличении штатной численности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости с 2018 года;

рассмотреть вопрос об обеспечении проведения Федеральной службой по труду и занятости внеплановых проверок соблюдения хозяйствующими субъектами трудового законодательства на основании информации, полученной от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

ускорить разработку плана по повышению уровня занятости инвалидов и совершенствованию контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышению эффективности работы органов службы занятости и созданию условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов;

проводить в целях выявления лучших практик оказания социальных услуг и их распространения ежеквартальное рассмотрение результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) разработать региональные планы мероприятий по демографическому развитию, включающие целевые показатели по повышению рождаемости, снижению смертности и миграции до 2020 года, согласовав их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

2) осуществить комплекс мер по повышению информированности населения о федеральных и региональных мерах по поддержке семей с детьми, прежде всего о мерах в связи с рождением второго и последующих детей;

3) предусмотреть мероприятия по предотвращению возникновения задолженности по заработной плате;

4) принять меры по созданию новых рабочих мест, повышению уровня информирования населения о субъектах Российской Федерации, в которых реализуются региональные программы по повышению мобильности трудовых ресурсов;

5) принять меры, направленные на повышение качества и доступности для граждан государственных услуг в области содействия занятости, включая корректировку действующих программ занятости населения и разработку дополнительных мер поддержки занятости работников, расширение программ их переобучения;

6) развивать рынок арендного жилья различной ценовой категории с целью развития мобильности трудовых ресурсов, в том числе за счет предоставления из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на оплату жилого помещения по договорам коммерческого и некоммерческого найма малоимущим гражданам с детьми, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

7) осуществлять постоянный региональный мониторинг трудоустройства инвалидов, а также их закрепляемости на специально созданных рабочих местах;

8) развивать применение гибких форм занятости и дистанционной занятости молодежи, родителей с малолетними детьми, инвалидов, пожилых людей с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

9) создавать дополнительные условия для организации самозанятости населения, особенно в сельской местности;

10) продолжить работу по реализации пилотных проектов по апробации и введению в эксплуатацию единой государственной информационной системы социального обеспечения, с тем чтобы с 1 января 2018 года она была полностью введена на всей территории Российской Федерации;

11) активнее внедрять в практику предоставление социальных услуг и государственной социальной помощи на основании социального контракта, увеличив охват малоимущих граждан (семей);

12) расширить перечень мероприятий, направленных на стимулирование активных действий граждан по выходу из трудной жизненной ситуации;

13) оказывать содействие социально ориентированным некоммерческим организациям, включая информационную помощь, в получении статуса исполнителя общественно полезных услуг;

14) продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы с целью привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания, принимать меры по оказанию им финансовой и иной поддержки;

15) продолжить реализацию мероприятий по снижению очередности в стационарные организации социального обслуживания, в том числе путем создания новых организаций, а также увеличения количества мест в действующих организациях посредством их реконструкции;

16) принять дополнительные меры по повышению доступности информации о возможностях получения услуг организаций социального обслуживания, в том числе путем улучшения условий для использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», учитывая при этом, что во многих населенных пунктах доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует, а также путем размещения материалов о поставщиках социальных услуг в других средствах массовой информации;

17) продолжить реализацию мероприятий по обучению компьютерной грамотности лиц пожилого возраста и инвалидов;

18) развивать систему поддержки отечественных производителей технических средств реабилитации инвалидов, стимулировать организацию новых современных производств товаров и услуг для инвалидов и граждан пожилого возраста.

5. Рекомендовать руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить безусловное исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», предусмотрев необходимые для этого бюджетные ассигнования;

2) активизировать мероприятия по выявлению фактов и объемов нелегальной занятости;

3) обеспечить полное и своевременное освоение бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидий на реализацию региональных программ в социальной сфере;

4) обеспечить поэтапное повышение показателей доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры, предоставляемых населению услуг в соответствии с принятыми «дорожными картами»;

5) не допускать ухудшения материального положения семей, имеющих детей, в том числе при рождении третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет;

6) рассматривать ежеквартально результаты проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы;

7) разработать с учетом результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы и утвердить планы мероприятий, направленные на улучшение работы этих организаций, обеспечить контроль за их реализацией и организовать информирование населения об итогах их выполнения;

8) организовать проведение информационно-разъяснительной работы о независимой оценке качества оказания услуг организациями социальной сферы и возможности участия в ней граждан – потребителей услуг с привлечением средств массовой информации;

9) разработать и утвердить систему поощрения руководителей организаций социальной сферы, деятельность которых высоко оценивается населением;

10) обеспечить завершение в 2018 году мероприятий по ликвидации очередности и повышению доступности социальных услуг в сфере социального обслуживания, а также по приведению стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по социальной политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по социальной политике.

9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Москва

15 февраля 2017 года

№ 31-СФ