Документы

Постановление

О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации

Заслушав информацию Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре об итогах парламентских слушаний «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: региональный аспект», состоявшихся 9 декабря 2016 года, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года № 808, культура впервые в Российской Федерации возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года отмечено, что «смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года № 326-р (далее – Стратегия), является документом стратегического планирования, разработанным в рамках целеполагания по межотраслевому принципу. Одним из ожидаемых результатов реализации Стратегии стало формирование новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, включающей в себя также и региональное измерение с учетом федеративного устройства Российской Федерации.

В настоящее время региональные целевые программы развития культуры, являющиеся эффективным инструментом государственной культурной политики, приняты в большинстве субъектов Российской Федерации. Особое внимание в них уделено вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия, разработке и внедрению лучших практик в сфере культуры.

Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы в распределении субсидий из федерального бюджета на развитие учреждений культуры участвует лишь около одной трети субъектов Российской Федерации.

Вызывает тревогу тенденция сокращения числа учреждений культуры. За 25 лет практически вдвое уменьшилось количество культурно-досуговых центров, почти на четверть – количество сельских клубов, все меньше становится библиотек, в первую очередь в небольших поселках и в сельской местности. Во многих субъектах Российской Федерации нет театров юного зрителя.

В связи с этим предстоит скорректировать систему государственной поддержки и регулированиягосударственной культурной политики, усовершенствовать федеральное и региональное законодательство в области культуры, сформировать на федеральном и региональном уровнях структуры по обеспечению реализации и мониторингу достижения целей и решения задач Стратегии и Основ государственной культурной политики.

Для разработки и реализации программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды, необходимо использовать потенциал Российской академии наук, профессиональных сообществ и иных общественных объединений.

С учетом важности целей и задач государственной культурной политики, указанных в Стратегии, обеспечения координации деятельности органов государственной власти по ее реализации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о включении в перечень приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации приоритетного проекта «Культура».

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

включить в план мероприятий по реализации Стратегии начиная с 2019 года специальный раздел, посвященный вопросам культурного развития субъектов Российской Федерации;

разработать и утвердить концепцию национальной программы по поддержке детского и юношеского чтения в Российской Федерации;

образовать правительственную комиссию по вопросам государственной культурной политики;

рассмотреть совместно с Российской академией наук, профессиональными сообществами и иными общественными объединениями возможность ресурсного обеспечения приразработке пилотных проектов культурного развития субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации:

провести экспертизу документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации в области культуры на предмет их согласованности с положениями Стратегии и при необходимости оказать субъектам Российской Федерации методическую и консультационную помощь в приведении принятых ими документов стратегического планирования в соответствие с положениями Стратегии;

обеспечить при формировании системы мониторинга реализации Стратегии отражение наиболее существенных аспектов состояния и тенденций развития культуры в субъектах Российской Федерации, выявление лучших практик формирования региональных систем мониторинга состояния и тенденций развития культуры и их распространение;

проработать вопросы, связанные с объединением отдельных показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, а также с исчислением показателя развития сферы культуры «Увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры»;

предусмотреть при формировании проектафедерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов увеличение объемов финансирования на комплектование библиотечных фондов и информатизацию учреждений культуры;

оказать необходимую государственную поддержку в реализации программ культурно-познавательного туризма для детей и молодежи, в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 50-летию маршрута «Золотое кольцо России»;

разработать с учетом положений Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13, проект концепции развития исторических поселений и муниципальных образований, располагающих историко-культурным наследием;

рассмотреть экономические аспекты управления культурным наследием Российской Федерации на период до 2030 года;

подготовить предложения по государственной поддержке отечественной анимации, созданию, прокату и показу фильмов для детей и юношества, реализации инновационных проектов в театральном деле.

4. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству культуры Российской Федерации:

рассмотреть опыт Пензенской области по созданию и применению в общеобразовательных организациях «Культурного дневника школьника» и возможность его распространения;

расширить практику использования в образовательных программах для дошкольного и младшего школьного возраста «Азбуки народной культуры», разработанной федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» и ассоциацией «Народные художественные промыслы России»;

рассмотреть вопрос об осуществлении целевых приемов в творческие вузы Российской Федерации из государств –участников Содружества Независимых Государств;

принять дополнительные меры по сохранению и развитию сложившейся в Российской Федерации системы художественного образования, выявлению одаренных детей в раннем возрасте, созданию условий для их художественно-эстетического воспитания как средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности, в том числе в рамках программ дополнительного образования детей.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

обеспечить гармонизацию разрабатываемых в субъектах Российской Федерации документов стратегического планирования с положениями Стратегии;

обеспечить разработку и утверждение региональных программ поддержки чтения, а также планов мероприятий по развитию книготорговой инфраструктуры;

рассмотреть вопрос о внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в ведении учреждений культуры, научных и образовательных организаций, некоммерческих организаций и общественных объединений, используемых для реализации государственной культурной политики и освобождаемых от уплаты налога на имущество организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость;

разработать предложения по проекту плана мероприятий по реализации Стратегии на 2019 год и на последующие годы.

6. Комитету Совета Федерации по науке, образованию и культуре проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2018 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
1 февраля 2017 года
№ 20-СФ