Документы

Постановление

О мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В Российской Федерации создана единая система федерального государственного надзора, обеспечивающая комплексное решение актуальных вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Образована сеть центров информирования и консультирования потребителей на базе территориальных органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор). Сформирован и ведется государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, адресованный гражданам, органам власти, представителям бизнес-сообществ и общественных объединений.

Выросла активность граждан в защите своих потребительских прав. Так, в 2015 году по сравнению с 2006 годом общее число поступивших в Роспотребнадзор обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей увеличилось с 71,1 тыс. до 329,8 тыс.

В практику Роспотребнадзора внедрен риск-ориентированный подход при организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению ими обязательных требований. Значительно снижены административные барьеры в отношении бизнеса. В результате в 4,3 раза уменьшилось число проверок по сравнению с 2008 годом (с более чем 1 млн. до 265 тыс. проверок). Значительно упрощена разрешительная деятельность: отменена выдача санитарно-эпидемиологических заключений на все виды продукции, более чем в 4 раза сокращен перечень видов продукции, подлежащей государственной регистрации (с 30 до 7 видов продукции), почти в 7 раз сократилось количество выдаваемых свидетельств о государственной регистрации (с 120 тыс. до 19 тыс.), почти в 2 раза сокращен перечень документов, представляемых для государственной регистрации (с 11 до 6 документов), более чем в 3 раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции (с 30 до 8 дней).

При этом сохранена эффективность государственного надзора за пищевой продукцией, в том числе благодаря высокой плотности лабораторного контроля. Ежегодно лабораториями Роспотребнадзора проводятся исследования порядка 2 млн. проб пищевой продукции. За последние десять лет удельный вес неудовлетворительных проб по показателям безопасности не превышает 4–5 процентов.

Безопасность, а также наполненность рациона питания населения Российской Федерации обеспечены. В то же время более актуальными становятся проблемы качества пищевой продукции.

До 2008 года требования к пищевой продукции содержались в санитарных нормах и правилах, затем соответствующие показатели устанавливались в технических регламентах на отдельные виды продукции, принимаемых в виде федеральных законов, а с 2010 года – в технических регламентах Таможенного союза.

Важнейшее значение имеет работа по формированию в соответствии с поручением Президента Российской Федерации национальной системы управления качеством пищевой продукции. С этой целью разработана стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации на период до 2030 года.

Необходимо осуществление комплекса мер, направленных на регулирование вопросов качества пищевой продукции, включая совершенствование законодательства, в том числе о защите прав потребителей, с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о мерах по обеспечению защиты прав потребителей, качества продуктов питания и контроля за их безопасностью.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:

1) № 612598–6 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (в части создания механизма заключения договора пользования рыбоводным участком на новый срок без проведения торгов);

2) № 704631–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности»;

3) № 714809–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»;

4) № 999547–6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) внести в период осенней сессии 2016 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующие проекты федеральных законов:

«О производстве и обороте органической продукции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О производстве и обороте органической продукции“;

«О внесении изменений в Федеральный закон „О техническом регулировании“ (в части установления порядка прекращения и приостановления действия сертификатов соответствия и деклараций о соответствии и внесения изменений в единый реестр сертификатов соответствия и единый реестр деклараций о соответствии);

«О внесении изменений в Федеральный закон „О качестве и безопасности пищевых продуктов“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;

«О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях обеспечения в том числе контроля за дальнейшим перемещением пищевой продукции вплоть до конечного потребителя);

2) ускорить разработку проектов федеральных законов:

о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях совершенствования регулирования отношений в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека;

о внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях установления специального порядка государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов как объектов технического регулирования, введения понятия контрольной закупки как механизма, обеспечивающего выявление и установление фактов реализации товаров, не соответствующих образцам по качеству, или с признаками фальсификации, или не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, а также введения правовых механизмов, направленных на предотвращение недопустимых рисков для здоровья населения;

о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в целях усиления правовых гарантий защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;

о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административной ответственности изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца за неисполнение ими предусмотренной законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязанности по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов);

3) ускорить утверждение Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации на период до 2030 года, а также провести обсуждение Концепции государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2025 года с участием общественных объединений потребителей и ускорить ее утверждение;

4) обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование в 2016 году и в последующие годы за счет федерального бюджета мероприятий в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

5) рассмотреть вопрос о возможности направления в Евразийскую экономическую комиссию проектов правовых актов, предусматривающих внесение в технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза изменений, направленных на установление дополнительных требований к показателям качества пищевой продукции, а также к маркировке пищевой продукции и на обеспечение предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

6) обеспечить осуществление постоянного мониторинга качества пищевой продукции.

4. Рекомендовать Роспотребнадзору проработать и представить в Правительство Российской Федерации предложения:

1) по переоснащению с учетом Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации на период до 2030 года испытательных лабораторных центров и научных учреждений Роспотребнадзора, в том числе в части контроля за продукцией, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов нового поколения;

2) по дальнейшему развитию государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей;

3) о создании под руководством руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рабочей группы, включающей представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по комплексному рассмотрению вопросов целесообразности пересмотра нормативов, применяемых при проектировании и строительстве общеобразовательных организаций, в интересах реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года № 2145-р.

5. Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) принять в рамках полномочий, определенных статьей 421 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», дополнительные меры по организации развития потребительского рынка и защиты прав потребителей;

2) принять дополнительные меры по организации питания, отвечающего требованиям безопасности, качества и обеспечения физиологических потребностей организма человека, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и медицинских организациях;

3) усилить взаимодействие с правоохранительными органами по недопущению производства фальсифицированной пищевой продукции;

4) разработать и осуществить меры, направленные на создание условий для дальнейшего развития отечественного производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, органических, диетических продуктов, а также для развития отечественного производства пищевых ингредиентов в целях осуществления импортозамещения в этой области;

5) рассмотреть вопрос о разработке механизмов стимулирования производителей к выпуску качественной пищевой продукции, в том числе путем проведения конкурсов качества;

6) разработать и реализовать комплекс дополнительных мер по обеспечению населения качественной пищевой продукцией из водных биологических ресурсов, прежде всего за счет оказания дополнительных мер поддержки и стимулирования развития аквакультуры.

6. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2017 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

7. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитету Совета Федерации по экономической политике в рамках вопросов своего ведения:

1) подготовить проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающего введение соответственно понятия «книга отзывов и предложений» и административной ответственности за отсутствие указанной книги у продавца, проработать вопрос об уточнении содержащегося в законодательстве понятия «потребитель», а также рассмотреть вопрос о законодательном закреплении прав потребителей в случае приобретения ими товара в кредит;

2) рассмотреть совместно с Роспотребнадзором:

вопрос о необходимости усиления ответственности за производство в целях сбыта и (или) оборот фальсифицированной пищевой продукции;

вопрос о законодательном закреплении запрета дистанционной продажи алкогольной продукции и возможности досудебной блокировки работы интернет-ресурсов за распространение (размещение информации о распространении) запрещенной к обороту продукции;

вопрос о подготовке нормативного правового акта, устанавливающего правовой статус, форму и порядок ведения книги отзывов и предложений.

8. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2017 года.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
18 мая 2016 года
№ 197-СФ