Документы

Постановление

О территориальном планировании в Российской Федерации

Заслушав и обсудив информацию о роли территориального планирования в стратегическом развитии регионов России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Территориальное планирование является важным элементом системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, позволяющим осуществлять выбор приоритетных направлений развития общественной инфраструктуры, специализации территорий, а также эффективное планирование бюджетных инвестиций на долгосрочный период. К сожалению, оно сдерживается рядом существующих проблем.

Схемы территориального планирования Российской Федерации до сих пор не утверждены. Разработка документов территориального планирования в субъектах Российской Федерации тормозится из‑за отсутствия необходимой нормативной базы на федеральном уровне.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях недостаточно скоординированы работы, связанные с подготовкой проектов документов территориального планирования (в части их содержания, объемов и сроков финансирования) для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования планируют развитие территорий и размещение объектов государственной и муниципальной инфраструктуры на долгосрочный период без учета стратегических ориентиров социально-экономического развития страны, целей и задач реализуемых федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных целевых программ.

Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, не утвердив схемы территориального планирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления с 1 января 2010 года не смогут принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных или муниципальных нужд и о переводе земель из одной категории в другую.

Правоприменительная практика свидетельствует, что предусмотренные процедуры подготовки, согласования, утверждения и опубликования документов территориального планирования требуют упрощения.

Сроки подготовки проектов документов территориального планирования сдерживаются отсутствием достоверных картографических материалов, квалифицированных специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, способных организовывать эту работу в муниципальных образованиях, а также отсутствием соответствующих методических материалов.

Кроме того, подготовка проектов документов территориального планирования муниципальных образований усложняется отсутствием необходимых финансовых ресурсов.

В связи с вышеизложенным Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Предложить Правительству Российской Федерации:

ускорить подготовку и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации с учетом ориентиров, установленных долгосрочными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы страны;

разработать и принять нормативные правовые акты, предусматривающие порядок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования;

подготовить изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при подготовке проектов документов территориального планирования, упрощения процедуры их подготовки и утверждения, установления порядка разработки и утверждения консолидированной схемы территориального планирования нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;

подготовить карты (схемы), отображающие границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, уделив особое внимание размещению автомобильных и железных дорог, объектов энергетики с последующей их передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

проработать вопрос о финансировании работ по подготовке проектов документов территориального планирования муниципальными образованиями;

подготовить и направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые методические и справочные материалы по вопросам территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом ориентиров, определенных в стратегиях долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации С.М. МИРОНОВ

Москва
20 февраля 2008 года
№ 67-СФ