Документы

Постановление

О государственной поддержке социально-экономического развития Алтайского края

Рассмотрев в рамках Дней Алтайского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, проведенных 17–18 ноября 2015 года, вопросы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Алтайский край – регион с диверсифицированной несырьевой структурой экономики. Сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность составляют 40 процентов в структуре валового регионального продукта.

Регион является крупнейшим в Российской Федерации производителем экологически чистых пищевых продуктов. За пределы края ежегодно вывозится 70 процентов муки и жирных сыров, 85 процентов круп, 60 процентов макаронных изделий, около 40 процентов животного масла, 45 процентов сухих молочных продуктов, более 35 процентов мяса и мясопродуктов, произведенных на его территории.

Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, по длине автомобильных дорог общего пользования занимает первое место в Российской Федерации.

По его территории проходят автомагистрали, соединяющие Российскую Федерацию с Монголией и Республикой Казахстан. Через территорию Алтайского края осуществляется железнодорожное сообщение со странами Средней Азии, действует международный аэропорт Барнаул имени Г.С.Титова.

Богатое историко-культурное наследие, уникальные природные лечебные ресурсы позволяют развивать на территории Алтайского края различные виды туризма и санаторно-курортные комплексы.

Большое внимание уделяется развитию медицины. Активно ведется работа по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, укреплению материально-технической базы медицинских организаций. Начато строительство современного перинатального центра. В целях повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности, в 2014 году 146 специалистов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты или рабочие поселки Алтайского края, получили в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей.

Однако регион испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для дальнейшего развития, в том числе для поддержки аграрного сектора экономики, реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, особенно в части инженерной и транспортной инфраструктуры, для модернизации промышленного комплекса, развития моногородов, создания наукоемких производств, повышения доступности первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в сельской местности и малых городах.

Снижение темпов роста экономики, поступлений налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц ограничивают возможности участия Алтайского края в софинансировании мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации.

Значительная удаленность от государственной границы Российской Федерации, неравные условия по уровню налоговой нагрузки предприятий по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с применением единого сельскохозяйственного налога оказывают негативное влияние на конкурентоспособность продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Наличие на рынке молокосодержащей продукции, изготовленной с использованием растительных жиров, сдерживает темпы развития молочного животноводства в регионе. Действующий порядок оценки результативности использования субсидий из федерального бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики не учитывает специфику сельского хозяйства, результаты деятельности которого в большой степени зависят от природно-климатических факторов.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

рассмотреть до конца 2015 года на заседании Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, вопрос о корректировке паспорта регионального инвестиционного проекта «Создание свиноводческого комплекса в Тальменском районе Алтайского края (1 этап)», реализуемого при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 2213-р, в части замены объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающих производственную деятельность первой очереди свинокомплекса;

рассмотреть вопрос об увеличении финансовой помощи субъектам Российской Федерации с низким уровнем бюджетных расходов в расчете на одного человека в целях сокращения различий в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

рассмотреть возможность предоставления бюджетных кредитов не только субъектам Российской Федерации с высоким объемом государственного долга, но и субъектам Российской Федерации, осуществляющим умеренную долговую политику;

рассмотреть возможность внесения изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, в части установления доли участия субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов, а также снижения доли участия субъекта Российской Федерации до 5 процентов по каждому виду субсидий исходя из отраслевых особенностей и показателей результативности использования субсидий;

рассмотреть возможность внесения изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431, в части использования дифференцированного подхода к предоставлению и распределению указанных субсидий в зависимости от условий и уровня доходности хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

разработать меры, направленные на обеспечение доступности для сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитов, прежде всего инвестиционных кредитов, привлекаемых в российских кредитных организациях, в том числе за счет увеличения доли субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам, а также упрощения порядка оформления кредитов и требований к залогу;

рассмотреть возможность усиления государственного контроля за исполнением технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и ограничения доступа на рынок продукции с содержанием растительных жиров;

рассмотреть возможность разработки федеральной целевой программы «Здоровое питание населения Российской Федерации», где предусмотреть меры финансовой поддержки стимулирования научно-исследовательской деятельности и инвестиционной активности производителей продуктов питания, а также с учетом опыта Алтайского края меры по повышению спроса на функциональные и специализированные пищевые продукты;

рассмотреть возможность внесения в подпрограмму 21 «Индустрия детских товаров» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 328, изменений, предусматривающих распространение мер финансовой поддержки на производителей детского питания;

рассмотреть возможность создания в Алтайском крае федерального научного центра в области сельского хозяйства;

рассмотреть вопрос о введении поправочного коэффициента 0,3 к железнодорожному тарифу на перевозку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на расстояние свыше 1100 км для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Сибирского федерального округа;

рассмотреть возможность выделения бюджетных ассигнований на содержание транспортной инфраструктуры Обского бассейна внутренних водных путей в границах Алтайского края;

рассмотреть вопрос об ускорении разработки проекта строительства газопровода «Алтай» с учетом создания современных газоперерабатывающих и газохимических производств на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных по маршруту его прокладки;

рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований на финансирование туристско-рекреационного кластера «Белокуриха» в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644, для завершения второго этапа работы по его созданию;

ускорить передачу полномочий по управлению особой экономической зоной туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» на уровень субъекта Российской Федерации с соответствующим финансированием из федерального бюджета.

2. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность включения в подпрограмму «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848, мероприятий по проектированию и строительству дороги для обхода города Барнаула.

3. Рекомендовать органам государственной власти Алтайского края разработать следующие проекты федеральных законов:

о внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (в части сроков создания территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения);

о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (в части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений и муниципальных районов по вопросу осуществления муниципального земельного контроля в границах сельского поселения);

о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части установления упрощенного порядка разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и сельскими поселениями в его составе в связи с изменением перечня вопросов местного значения сельского поселения).

4. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором полугодии 2016 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

5. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2016 года.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
9 декабря 2015 года
№ 514-СФ