Документы

Постановление

О состоянии и тенденциях развития алкогольного рынка в Российской Федерации

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина о состоянии и тенденциях развития алкогольного рынка в Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В настоящее время создана нормативная правовая база в области производства, оборота и потребления алкогольной продукции в Российской Федерации. Принят Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ). Приняты акты, направленные на совершенствование учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС).

Контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. Для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации образована Правительственная комиссия по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка.

В целях качественного изменения положения на алкогольном рынке распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года № 2413-р утвержден план мероприятий (»дорожная карта») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке.

В то же время Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что в Российской Федерации существенно вырос теневой рынок алкоголя, как в части контрафактной алкогольной продукции, так и ее суррогатов.

С середины 2012 года по 2014 год ставка акциза на крепкую алкогольную продукцию увеличилась на 97 процентов (с 254 рублей за литр безводного спирта до 500 рублей). За указанный период минимальная розничная цена водки увеличилась с 125 до 220 рублей (за 0,5 литра). В настоящее время она составляет 185 рублей. Легальная водка стала менее доступна для населения, поэтому объем розничных продаж крепкой алкогольной продукции снизился на 25,2 процента.

Этот объем стал замещаться дешевым нелегальным алкоголем, медицинскими настойками (настойка боярышника и другие), алкоголем под видом парфюмерной продукции, самогоном.

Вызывает опасение неготовность хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукцией, к выполнению с 1 января 2016 года требования законодательства Российской Федерации об обязательном оснащении техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

Снижение розничных продаж легальной крепкой алкогольной продукции привело к сокращению объемов ее производства и замедлению темпов поступления акцизов в бюджет.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г.Хлопонина о состоянии и тенденциях развития алкогольного рынка в Российской Федерации.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть возможность укрепления кадрового состава руководителей Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка;

2) рассмотреть вопрос о передаче Федеральной налоговой службе полномочий по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, а также контрольных функций и полномочий по ведению ЕГАИС в целях улучшения администрирования акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию;

3) обеспечить своевременное исполнение мер, предусмотренных планом мероприятий (»дорожной картой») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке;

4) активизировать взаимодействие с Евразийской экономической комиссией по согласованию и заключению Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках Европейского экономического союза (далее – ЕАЭС) и Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию государств – членов ЕАЭС, а также принятию Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции»;

5) исключить производство алкогольной продукции из основных видов деятельности в уставе открытого акционерного общества «Росспиртпром» и фактически прекратить такую деятельность общества до 31 декабря 2016 года;

6) разработать концепцию государственной политики по развитию отечественного виноградарства и виноделия до 2030 года, предусмотрев возможность применения производителями алкогольной продукции, получаемой из винограда, упрощенной системы налогообложения;

7) продолжить разработку и реализацию мер, направленных на предотвращение нелегального производства и оборота этилового спирта, в том числе дистиллятов, и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а также нелегального оборота алкогольной продукции, произведенной в государствах – членах ЕАЭС;

8) проанализировать вопросы, связанные с установлением минимальной розничной цены на крепкую алкогольную продукцию, обратив особое внимание на ее обоснованность;

9) разработать меры, направленные на:

совершенствование администрирования акцизов на алкогольную продукцию, предусматривающее: приобретение федеральных специальных марок при условии уплаты авансового платежа по акцизам на маркируемую алкогольную продукцию; исключение возможности списания по любым основаниям приобретенных федеральных специальных марок; необходимость распространения действия банковской гарантии на срок, превышающий срок освобождения от уплаты авансового платежа по акцизу; исключение возможности применения налоговых вычетов по акцизам в случае возврата алкогольной продукции покупателем до того, как будет доказан факт передачи продавцу возвращаемой алкогольной продукции;

передачу полномочий субъектам Российской федерации по контролю за алкогольным рынком, качеством производимой алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции;

продление переходного периода вступления в силу отдельных положений Федерального закона № 171-ФЗ в отношении Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

регламентирование оборота спиртосодержащих жидкостей двойного назначения;

совершенствование нормативно-правового регулирования розничной продажи алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания), включая слабоалкогольные тонизирующие напитки;

10) ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации, устанавливающего основные направления деятельности государства по развитию виноградарства и виноделия;

11) предусмотреть запрет на производство и оборот алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленной из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата и иных полимерных материалов) объемом более 1500 миллилитров –
с 1 июня 2016 года, в таре объемом более 500 миллилитров –
с 1 января 2017 года.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации ускорить подготовку и принятие нормативных правовых актов, регламентирующих ввоз на территорию Российской Федерации саженцев винограда.

4. Рекомендовать Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка:

1) ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов в целях реализации в полном объеме Федерального закона № 171-ФЗ;

2) разработать и реализовать совместно с правительством Воронежской области «пилотный проект», направленный на снижение нелегального оборота алкогольной продукции.

5. Обратить внимание исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на необходимость надлежащей реализации полномочий по осуществлению лицензионного контроля за розничными продажами алкогольной продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на недопущение принятия решений, направленных на нарушение конкурентной среды на алкогольном рынке, в том числе скрытого субсидирования производителей алкогольной продукции.

6. Рекомендовать субъектам Российской Федерации осуществлять меры, направленные на профилактику пьянства и борьбу с алкоголизмом, развитие традиции культурного употребления алкогольных напитков.

7. Рекомендовать Генеральному прокурору Российской Федерации включить в доклад Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2015 год информацию о нарушениях законодательства в сфере регулирования рынка алкогольной продукции.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать во втором полугодии 2016 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в декабре 2016 года.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
9 декабря 2015 года
№ 513-СФ