Документы

Обращение

о положении с подготовкой и принятием проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год»

 Совет Федерации положительно оценивает тот факт, что в отличие от прошлых лет верхняя палата российского парламента получила возможность заблаговременно ознакомиться с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год». Мы рассматриваем это как крупный шаг в улучшении взаимодействия Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, позволяющий депутатам палаты действительно реально и плодотворно участвовать в принятии федерального бюджета. Надеемся, что это приведет к гораздо более полному и точному отражению в нем интересов субъектов Федерации, российских граждан, Российской Федерации в целом. Одну из первоочередных своих задач на ближайший период Совет Федерации видит в том, чтобы самым активным образом участвовать в процессе подготовки и принятия федерального бюджета. Эта работа будет проводиться Советом Федерации с учетом предложений субъектов Федерации, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, представителей деловых кругов России.

Обстоятельно рассмотрев проект федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год», Совет Федерации отмечает, что в своем нынешнем виде он не учитывает ряд факторов, от которых прямо зависят его реалистичность, способность позитивно воздействовать на экономическое и финансовое оздоровление страны, уровень жизни населения, общественно-политическую стабильность.

Совет Федерации считает необходимым обратить особое внимание на следующее:

1. Представленный Правительством Российской Федерации проект федерального бюджета по существу игнорирует положения некоторых федеральных законов, замечания и рекомендации Совета Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти республик, краев, областей и автономных образований, направленные на совершенствование федератив-ного начала в бюджетной сфере, укрепление федерализма как краеугольного камня российской государственности.

Тем самым фактически поставлены под вопрос возможности регионов, их органов государственной власти, органов местного самоуправления эффективно осуществлять свои полномочия и нести ответственность, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Федерации, другими законодательными актами. Сохранение такого положения явилось бы шагом назад по сравнению с уже достигнутым уровнем федеративных отношений, создало бы опасную напряженность во взаимоотношениях между федеральным центром и регионами.

2. Представляется неприемлемой просматривающаяся тенденция к недостаточному финансированию социально-культурной сферы, в том числе уже одобренных Федеральным Собранием программ, а также социально-культурных нужд субъектов Федерации. По своей сути проект федерального бюджета на 1996 год продолжает проводимую Правительством Российской Федерации линию, которая уже привела к снижению реальных доходов россиян в 1995 году, вызвала рост социальной напряженности в ряде отраслей народного хозяйства, а также в ряде регионов.

Опыт убеждает, что необоснованная экономия расходов на социальные нужды общества так и не привела к ощутимому улучшению в хозяйственной сфере, зато приблизила к черте, за которой начинается деградация общества. Серьезнейшими негативными последствиями такой социальной политики могут стать подрыв доверия и утрата общественной поддержки проводимых реформ.

Считаем, что социальная направленность бюджета должна быть усилена.

3. Проект федерального бюджета на 1996 год закрепляет складывающуюся в последние два-три года модель структурной перестройки национальной экономики, ориентированную на добычу полезных ископаемых. Это сопряжено со свертыванием высокотехнологичных, наукоемких отраслей производства, что в перспективе представляет угрозу национальной безопасности России, ведет к подрыву ее позиций на международной арене. Кроме того, такая модель ведет к потере рабочих мест в тех секторах экономики (оборонные отрасли промышленности, машиностроение, прикладная наука), где у нас всегда была самая высокая занятость.

Совет Федерации не может поддержать такую ориентацию федерального бюджета, как социально опасную и не отвечающую интересам отечественной промышленности.

Высказанные оценки имеют целью содействовать доработке проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год», которая отвечала бы сегодняшним реалиям, превратила бы его в действенный инструмент преодоления кризисных явлений и положила бы начало устойчивому экономическому росту. Предварительное рассмотрение проекта бюджета нельзя превращать в политическую игру отдельных депутатов, фракций и партий. В этом процессе должны проявиться единство и целенаправленная работа всех ветвей власти на федеральном и региональном уровнях. Участие депутатов Совета Федерации, равно как и представителей законодательных органов государственной власти субъектов Федерации уже на первой стадии рассмотрения законопроекта — насущная необходимость.

Принимая во внимание пожелания руководителей законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, Совет Федерации выступает с инициативой проведения в октябре 1995 года в городе Москве совещания с участием депутатов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, посвященного обсуждению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 1996 год».

Совет Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации

Москва
4 октября 1995 года
№ 603-I СФ