Документы

Постановление

О проекте федерального закона «О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Совет Федерации постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов» (прилагается).

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть указанный проект федерального закона в первоочередном порядке.

3. Назначить представителем Совета Федерации при рассмотрении указанного проекта федерального закона Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации председателя Комитета Совета Федерации по аграрной политике Зволинского Вячеслава Петровича.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО

Москва
14 ноября 1995 года
№ 655-I СФ

Проект

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 14 ноября 1995 года
№ 655-I СФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов

Настоящий Федеральный закон определяет режим сохранения осетровых рыб, рационального использования их запасов и управления этими запасами в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О животном мире», других федеральных законов.

 Статья 1. Действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по сохранению осетровых рыб, рациональному использованию их запасов и управлению этими запасами:

во внутренних водоемах Российской Федерации;

в районах Азовского моря;

в территориальном море;

в пределах зоны рыболовной юрисдикции Российской Федерации на Каспийском море;

в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает использование и сохранение запасов осетровых рыб за пределами своей исключительной экономической зоны, зоны рыболовной юрисдикции на Каспийском море и в районах Азовского моря на основе международных договоров Российской Федерации с заинтересованными государствами.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов

Законодательство Российской Федерации о сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных нормативных актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Право собственности на запасы осетровых рыб

Запасы осетровых рыб, образующиеся в водах Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Действия, в открытой или скрытой форме нарушающие право этой собственности, запрещаются.

Видовой состав осетровых рыб, являющихся федеральной собственностью:

 

стерлядь

(Acipencer ruthenus)

белуга

(Huso huso)

калуга

(Huso dauricus)

севрюга

(Acipenser stellatus)

шип

(Acipenser nudiventris)

осетр русский

(Acipenser guldenstadti)

осетр амурский

(Acipenser schrenki)

осетр сибирский

(Acipenser baeri)

осетр сахалинский

(Acipenser medirostris)

осетр атлантический

(Acipenser sturio)

Осетровые рыбы и продукция из них, полученные в рыбоводных товарных хозяйствах, не являются федеральной собственностью.

Статья 4. Районы промысла осетровых рыб

Промысел осетровых рыб может вестись только в реках, являющихся местом их происхождения, и в прибрежных водах Азовского моря.

Статья 5. Обеспечение сохранения запасов осетровых рыб, образующихся в водах Российской Федерации, и управление этими запасами при их миграции в воды иностранного государства

В случае, когда запасы осетровых рыб, образующиеся в водах Российской Федерации, мигрируют в воды иностранного государства, Российская Федерация принимает меры к сотрудничеству с таким государством в целях сохранения указанных запасов и управления ими.

 Статья 6. Компетенция Российской Федерации в области сохранения осетровых рыб и рационального использования их запасов

Российская Федерация в лице специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляет:

разработку и совершенствование законодательства, регулирующего вопросы сохранения, изучения осетровых рыб и рационального использования их запасов;

определение стратегии сохранения, изучения осетровых рыб, рационального использования их запасов и управления ими;

распоряжение, владение и пользование запасами осетровых рыб;

определение допустимых уловов осетровых рыб;

установление порядка использования запасов осетровых рыб, включая выдачу лицензий;

распределение квот вылова осетровых рыб;

государственный контроль в области охраны запасов осетровых рыб;

установление порядка проведения научных исследований запасов осетровых рыб, включая оценку ежегодных общих допустимых уловов по каждой единице запаса;

установление единой системы государственного учета численности осетровых рыб, единой системы учета их вылова и единой системы ведения государственного кадастра осетровых рыб;

организацию и планирование искусственного воспроизводства запасов осетровых рыб;

акклиматизацию и скрещивание осетровых рыб в естественных водоемах;

установление запретов и ограничений при пользовании запасами осетровых рыб;

установление системы платежей за пользование запасами осетровых рыб, определение размеров, условий и порядка взимания платы за право промысла осетровых рыб;

осуществление государственной монополии на экспорт икры осетровых рыб и продукции из этих рыб;

сотрудничество с иностранными государствами и международными рыбохозяйственными организациями в области сохранения осетровых рыб и управления их запасами;

решение других вопросов федерального значения в области сохранения, исследования осетровых рыб и рационального использования их запасов.

Статья 7. Компетенция субъектов Российской Федерации в области сохранения осетровых рыб и рационального использования их запасов

К компетенции субъектов Российской Федерации в области сохранения осетровых рыб и рационального использования их запасов относятся:

разработка и осуществление территориальных программ по сохранению осетровых рыб и рациональному использованию их запасов;

участие в осуществлении контроля за соблюдением принимаемых норм и правил, касающихся сохранения осетровых рыб и рационального использования их запасов.

Субъекты Российской Федерации реализуют свои права путем заключения договоров между специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Основные требования, обеспечивающие сохранение запасов осетровых рыб

При планировании и осуществлении мероприятий по сохранению и рациональному использованию запасов осетровых рыб должны соблюдаться следующие основные требования:

сохранение генофонда и видового многообразия осетровых рыб;

поддержание численности осетровых рыб на основе научных данных на уровнях, обеспечивающих устойчивое воспроизводство популяций;

сохранение целостности видовых сообществ осетровых рыб.

 Статья 9. Меры по сохранению осетровых рыб и среды их обитания

Сохранение осетровых рыб и среды их обитания обеспечивается путем:

установления правил и норм промысла осетровых рыб, воспроизводства их запасов и государственного контроля за выполнением этих правил и норм;

введения запретов и ограничений на пользование запасами осетровых рыб в случае угрозы подрыва этих запасов;

организации научных исследований, направленных на обоснование сохранения осетровых рыб, воспроизводства и рационального использования их запасов;

оценки ежегодных общих допустимых уловов;

организации искусственного воспроизводства осетровых рыб;

охраны среды обитания, мест нереста и путей миграции осетровых рыб;

поддержания попусков воды на реках, являющихся местами происхождения осетровых рыб;

создания ихтиологических заповедников, заказников и заповедных рыбохозяйственных зон, выделения других особо охраняемых территорий и акваторий;

пропаганды охраны осетровых рыб и бережного отношения к этим видам рыб;

занесения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов осетровых рыб в Красную книгу Российской Федерации и Международную Красную книгу.

Всякая деятельность, которая может повлечь за собой ухудшение среды обитания осетровых рыб, должна осуществляться после проведения экологической экспертизы специально уполномоченными федеральными органами.

Статья 10. Установление запретов на ведение различных видов деятельности в местах обитания осетровых рыб

В целях сохранения среды обитания, условий размножения и путей миграции осетровых рыб запрещается:

сбрасывать в водоемы, являющиеся местами происхождения и миграции осетровых рыб, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные и сбросные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных объектов, сточные и сбросные воды всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие отходы;

устраивать завалы и сплошные заграждения в водоемах, являющихся местами происхождения, обитания и миграции осетровых рыб, спускать из них воду, за исключением случаев, когда по согласованию с государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания проводятся санитарные, гидротехнические или мелиоративные мероприятия;

использовать для сплава леса реки, являющиеся местами обитания и нереста осетровых рыб. Лесозаготовительные и лесосплавные организации обязаны проводить очистку рек, ранее использовавшихся для сплава и транспортировки леса, от затонувшей древесины;

производить заготовку древесины в порядке рубок главного пользования в выделенных в установленном порядке запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб;

производить в водоемах и их прибрежных зонах взрывные работы, за исключением неотложных работ по предотвращению аварий. О проведении взрывных работ в этом случае немедленно ставятся в известность территориальные органы рыбоохраны;

производить разработку и добычу общераспространенных и ценных полезных ископаемых, россыпных месторождений золота на акваториях и в прибрежных водоохранных зонах водоемов, являющихся местами происхождения и миграции осетровых рыб;

сбрасывать грунт, выбранный при проведении дноуглубительных и дноочистительных работ, на акватории водоемов, в которых обитают осетровые рыбы;

производить в указанных водоемах мочку льна, конопли,
мочала и других видов сырья;

проводить сельскохозяйственную мелиорацию (кроме агролесомелиорации), осушение земель под сельскохозяйственное освоение, осушение болот в бассейнах озер, рек и их притоков, являющихся местами воспроизводства осетровых рыб;

размещать в водоохранных зонах, запретных лесных полосах по берегам водоемов, являющихся местами происхождения и миграции осетровых рыб, склады горючесмазочных материалов, стоянки, и ремонтные мастерские для автомобилей, тракторной, сельскохозяйственной и строительной техники, лагеря скота;

производить в указанных зонах и лесных полосах заправку топливом и мойку транспортных средств, осуществлять выпас скота;

использовать на водоемах, являющихся местами обитания осетровых рыб, глиссирующий и водометный флот, а также подвесные моторы мощностью более 30 л. с. на судах маломерного флота (за исключением судов, используемых государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания);

транспортировать, хранить и применять в поймах указанных водоемов способами, противоречащими соответствующим нормативным правовым актам, химические средства защиты растений, стимуляторы их роста, минеральные удобрения и другие препараты, способные причинить вред осетровым рыбам и ухудшить экологическую обстановку в водоемах;

производить сброс дренажных вод в водоемы, являющиеся местами происхождения и миграции осетровых рыб, и их прибрежные зоны;

производить добычу осетровых рыб с применением запрещенных орудий лова;

строить каналы, плотины и иные гидротехнические сооружения на водоемах, являющихся местами обитания и нереста осетровых рыб;

нарушать неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания и нереста осетровых рыб;

осуществлять иные виды деятельности, способные причинить вред, запасам осетровых рыб и ухудшить экологическую обстановку в местах их обитания, размножения и миграции.

Статья 11. Государственный учет запасов осетровых рыб

В целях сохранения и рационального использования запасов осетровых рыб осуществляется государственный учет этих запасов, учет вылова осетровых рыб, а также ведется государственный кадастр осетровых рыб, содержащий совокупность сведений об их численности, географическом распространении, среде обитания, размножения,
об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.

Ведение государственного учета запасов осетровых рыб и государственного кадастра этих рыб осуществляется научными рыбохозяйственными организациями за счет средств федерального бюджета.

Пользователи запасами осетровых рыб, а также водными ресурсами в водоемах, являющихся местами обитания этих рыб, обязаны представлять органам рыбоохраны и научным рыбохозяйственным организациям имеющиеся у них сведения о распространении, численности и использовании запасов осетровых рыб в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, и по единым для Российской Федерации формам отчетности.

 Статья 12. Виды и порядок пользования запасами осетровых рыб

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования запасами осетровых рыб:

вылов в научно-исследовательских и контрольных целях (для оценки состояния запасов осетровых рыб и определения общего допустимого улова);

вылов для учебных и культурно-просветительных целей;

промышленный лов;

любительский и спортивный лов;

вылов для воспроизводства и акклиматизации.

Специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания совместно со специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов утверждают правила промысла осетровых рыб, других видов пользования запасами осетровых рыб и общие допустимые уловы.

Регистрация всех видов пользования запасами осетровых рыб производится специально уполномоченным государственными органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статья 13. Предоставление права пользования запасами осетровых рыб

Право пользования запасами осетровых рыб предоставляется юридическим лицам и гражданам, имеющим соответствующие лицензии, выданные специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Преимущественное право пользования запасами осетровых рыб имеют пользователи, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству осетровых рыб, либо участвующие в финансировании таких мероприятий.

Статья 14. Обеспечение сохранения запасов осетровых рыб при пользовании другими видами водных биоресурсов

Запрещается удержание на борту рыболовного судна осетровых рыб, добытых в качестве случайного изъятия при промысловой деятельности, направленной на другие виды рыб. Добытые таким образом осетровые рыбы должны быть немедленно возвращены в водоем.

Запрещается торговля осетровыми рыбами, добытыми в нарушение положений настоящего Федерального закона, а также продукцией из них.

Статья 15. Промысел осетровых рыб Каспийского бассейна, происходящих из рек Российской Федерации, для иностранных государств

При отказе какого‑либо из государств Каспийского бассейна от промысла осетровых рыб, происходящих из рек Российской Федерации, Российская Федерация может осуществлять промысел осетровых рыб для такого государства в своих реках и их устьях или возмещать на договорной основе определенную часть их стоимости.

Вывоз выловленной рыбы и (или) рыбной продукции, включая икру, в эти государства осуществляется на безлицензионной основе без обложения таможенными пошлинами и иными налогами Российской Федерации.

Статья 16. Прекращение права пользования запасами осетровых рыб

Право пользования запасами осетровых рыб прекращается полностью или частично в случаях:

отказа от пользования;

истечения установленного срока пользования или реализации полученной квоты вылова;

невыполнения пользователем установленных требований, норм и правил по охране, воспроизводству и рациональному использованию запасов осетровых рыб;

возникновения угрозы подрыва запасов осетровых рыб;

ликвидации предприятий — пользователей запасами осетровых рыб.

Право пользования в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, прекращается путем аннулирования специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания предоставленных им лицензий.

Статья 17. Обеспечение выполнения положений настоящего Федерального закона

Охрану запасов осетровых рыб и среды их обитания в пределах своей компетенции и при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти:

по охране окружающей среды и природных ресурсов;

внутренних дел;

по рыболовству;

по водному хозяйству;

пограничной службы.

В деятельности, направленной на обеспечение сохранения запасов осетровых рыб, могут принимать участие общественные объединения.

 Статья 18. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов

Юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:

незаконной выдаче лицензий на пользование запасами осетровых рыб;

произвольном изменении условий разрешенной деятельности или условий выданной лицензии;

незаконных добыче и использовании осетровых рыб;

проведении без разрешения или с нарушением установленных правил научных исследований осетровых рыб;

передаче другим гражданам или юридическим лицам права промысла осетровых рыб, если это не отражено в лицензии;

нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства осетровых рыб;

нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти, осуществляющих охрану рыбных запасов;

самовольных акклиматизации и скрещивании осетровых рыб в естественных водоемах;

загрязнении водоемов, являющихся местами происхождения и обитания осетровых рыб и их миграции, нарушении правил применения и хранения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшем ухудшение экологического состояния водной среды и причинившем вред запасам осетровых рыб;

незаконной торговле осетровыми рыбами и продукцией из них, включая икру, -

несут административную и уголовную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 Статья 19. Административная ответственность

За нарушения, предусматривающие административную ответственность, налагаются штрафы: на граждан в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц в размере от восьми до восьмидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Незаконно добытая осетровая рыба и выработанная из нее продукция подлежат изъятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При невозможности изъятия незаконно добытой осетровой рыбы и выработанной из нее продукции ущерб взыскивается по действующим розничным ценам.

В случае неуплаты нарушителем штрафа в срок, установленный законодательством Российской Федерации, постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы, или иного вида заработка, пенсии, стипендии нарушителя, в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.

Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного вида заработка, пенсии, стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится судом путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности.

Статья 20. Уголовная ответственность

За незаконный лов осетровых рыб запрещенными орудиями лова, способами и приемами (только при наличии выловленной рыбы) и незаконную заготовку икры этих видов рыб виновные лица несут уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет, или исправительных работ на срок до двух лет с удержанием 20 процентов из заработной платы в доход государства, или наложения штрафа в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией имущества, орудий лова, плавучих и других транспортных средств.

Статья 21. Возмещение ущерба

Виновные в нарушении правил сохранения и использования запасов осетровых рыб обязаны возместить ущерб, нанесенный рыбным запасам, в размере и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При отказе нарушителя в добровольном порядке возместить ущерб, нанесенный рыбным запасам, постановление о возмещении ущерба направляется для принудительного взыскания в суд.

Статья 22. Использование средств, взыскиваемых с нарушителей

Штрафы и иски, взыскиваемые с нарушителей специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, штрафы, взыскиваемые в судебном порядке, суммы, вырученные от реализации изъятых рыбы, рыбопродуктов, орудий лова, а также конфискованных по суду плавучих и других транспортных средств, зачисляются на специальные счета указанных органов с последующим перераспределением в создаваемые ими специальные фонды для осуществления мероприятий по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и для премирования работников государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статья 23. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в федеральном законодательстве о сохранении осетровых рыб и рациональном использовании их запасов, то применяются правила международного договора.

Статья 24. Разрешение споров

Споры между гражданами, юридическими лицами, гражданами и юридическими лицами по вопросам реализации их прав по использованию запасов осетровых рыб разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Споры между Российской Федерацией и иностранным государством по вопросам реализации прав и обязанностей в отношении запасов осетровых рыб разрешаются мирными средствами.

Статья 25. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

Статья 26. Введение в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты.

Президент
Российской Федерации